"Крушение цивилизаций". Мы, оглядываясь, видим лишь руины

Dec 26, 2024 11:20


Amin Maalouf, Le Naufrage des civilisations, (2019)

"Я родился как здоровое дитя гибнущей цивилизации, и, на протяжении всей жизни ощущал, как, без какой-либо моей вины или заслуги, многое рушилось вокруг; я выглядел как те персонажи фильма, которые бегут по улице среди падающих стен и, оставшись, все же, невредимыми, стряхивают пыль с одежд, а на заднем плане - сплошные руины, бывшие городом."

Тут, конечно, много образов. Например, ангел истории, которого в другую поворотную эпоху вообразил Вальтер Беньямин, и непонятно, намекает ли Маалуф на это. Но даже случайная рифма с эпохой, когда писал Беньямин, заставляет задуматься.



Амин Маалуф, франко-левантинский писатель, ставший известным благодаря книге «Крестовые походы глазами арабских летописцев», и вот еще я читал когда-то  Identitées Meurtrières (английский перевод называется In the Name of Identity). Академик Французской Академии (2011). Родился в Египте, вырос в Ливане, оказался во Франции. Семья - ливанские христиане («моя семья приняла христианство раньше, чем Римская Империя»), бежали из Египта в страну дедов - Ливан, когда начались погромы при Насере. По первой профессии - репортер, освещал в Бейруте для каких-то газет международную политику: встречал Хомейни в Тегеране и Вьет-Конг в Сайгоне, и до сих пор сохранил привычку обчитываться ежедневно новостями.

Книга - итог его раздумий о том, почему его страна не смогла реализовать надежды, которые с ней связывались, и скатилась к разорению, ненависти, войне. Маалуф полагает, что необратимое разрушение хрупкого равновесия в его стране и всем регионе - лишь часть общей деградации морального и идейного уровня мировой политики, и считает, что этот поворот от идей прогресса к консерватизму и узкому прагматизму наступил в самых разных регионах и культурах около 1979-го года, ознаменовавшись такими разными событиями, как «консервативная революция» Рейгана и Тэтчер, исламская революция в Иране, прагматический поворот у Дэн Сяо-Пина в Китае, чреда правых правительств в Израиле, резня в Индонезии, дело Альдо Моро в Италии и «мн.др.»., так что, если до того, по умолчанию, в оправданиях нуждался макиавелизм и консерватизм, то потом - идеализм и прогрессизм в политике. Тут были свои хорошие стороны - подъем миллионов в Индии и Китае из отчаянной нищеты. И свои проигравшие, в которые Маалуф зачисляет, прежде всего, арабо-мусульманский мир, в котором, по его словам, прагматический антикоммунизм произвел - руками местных полицейских режимов - настоящее истребление местной интеллигенции и всего, что напоминало современное гражданское общество, оставив только продажных диктаторов и кровожадных фанатиков в виде реального выбора в будущем. Это, по мысли автора, изнанка выбора Рейгана - сохранить и державную гордость и потребительские привычки в условиях нефтяного кризиса, причем сделать это никак не стесняясь в средствах. Избиратель слишком сильно хотел первого, чтоб не закрывать глаза на второе.

Лично я думаю, что это, как минимум, один из сюжетов, который можно попытаться навязать новейшей истории, но подозреваю, что - как у Игоря Петрова в одном стихотворении - в результате бедняжка «уходит, в сердцах крикнув с лестницы »я не такая!«». Но  это ведь может быть и лучшее, чего можно добиться на этом уровне, и уже повод для раздумий.

«Я навсегда запомню то, что случилось в сентябре 1982, сразу после бойни в Сабре и Шатиле под Бейрутом. Ливанские ополченцы, принадлежавшие к одной из христианских фракций, жестоко убивали  гражданских в палестинских лагерях при активном содействии израильской армии, причем, по некоторым оценкам, убитых было более двух тысяч. Весь мир возмутился, и Запад, и Восток, но самые сильные и значимые протесты произошли на улицах Тель-Авива... Даже те, кто был возмущен действиями властей и армии, не могли не восхищаться реакцией еврейского населения страны. Протестовать против преступлений, направленных на самого протестующего - это необходимо, но не является свидетельством высокой морали; однако протестовать против своих - напротив, свидетельство большого благородства и морального чувства. Не многие известные мне народы среагировали бы подобным образом. Увы, такие массовые протесты по подобному поводу сегодня  в Израиле невообразимы, что свидетельствует о понижении общего морального уровня... Это, может быть, не такая моральная катастрофа, как в современном арабском мире. Но, с обеих сторон, можно наблюдать упадок морали в политике, приносящий ущерб. И вызывающий немало отчаяния. Когда наследники древнейших и величайших цивилизаций и носители мечты для всего человечества превращаются в мстительные и свирепые племена, как не ожидать худших судеб для человечества?»
...

«За острыми сюжетами и неотложными делами ежедневных новостей и громким шумом века с его оглушающей болтовней есть важнейший вопрос, к ответу на который мы должны были бы постоянно стремиться:  как убедить наших современников в том, что, оставаясь в плену племенных взглядов на свою идентичность, нацию, религию, и продолжая воспевать священный эгоизм, они готовят будущий апокалипсис для своих детей?»

история, мысли, книги

Previous post Next post
Up