В последнее время слышу, что сведения о сталинских репрессиях - это фальсификация. Конечно, Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Конечно, можно сфальсифицировать все, а документам иногда нельзя доверять... Но слово "история" имеет несколько значений...
Одна история - из детства моей матери. Ей было 13 лет. Обычная советская пионерка, папа убежденный коммунист, мама - домохозяйка, брат заканчивал школу. Жила с ним и еще папина сестра Вера, тоже домохозяйка. Жили скромно, если не сказать бедно. И вот однажды холодным мартовским днем тетя Вера продала на толкучке последнее и накрыла шикарный стол. Вся сияющая позвала любимую племянницу Танечку. Сказала: Ешь, ничего не спрашивай, просто запомни этот день. Было это 5 марта 1953 г. Танечка запомнила.
Уже потом она (а следом и я) узнала, что муж тети Веры был инженером на крупном заводе в Омске и к своему несчастью - немцем, расстрелян в 1937 г. Веру от ссылки спас брат, мой дед. Правда, на работу ее, знающую несколько языков не брали, даже поломойкой. Пенсию не платили. Так и жила до самой смерти на иждивении моего деда. Их сына взрослого арестовали в 1937. Во время войны он прямо из лагеря ушел в штрафбат. Но выжил.
UPD: Можно ли считать, что этот, только что найденный мной в инете документ сфальсифицирован:
Крюгер Лев Оскарович
Родился в 1891 г., г. Брянске; немец; инспектор техбезопасности Сибсельмаша.. Проживал: Омска.
Арестован 25 июля 1937 г.
Приговорен: Тройка при УНКВД по Омской обл. 25 октября 1937 г., обв.: по ст. 58-10-11 УК РСФСР.
Приговор: ВМН. Расстрелян 28 октября 1937 г. Место захоронения - Омск. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления.
Источник: Книга памяти Омской обл.
UPD2: Как уточнила откликнувшаяся правнучка тети Веры, сын ее вовсе не был арестован. И не был в штрафбате. Просто воевал. Это просто чудо, что его миновала страшная участь, с такой анкетой и такой фамилией. В советские времена в моей семье вопросы репрессий не обсуждали. Почему я решила, что он тоже был репрессирован? Наверное потому что не забрал мать к себе после демобилизации. Возможно, собирался, но не успел: демобилизовался в 1946, а умерла она в 1954 г. Сейчас уже не узнать.
Вторая история из моего уже детства. У моих бабушки и дедушки были друзья - бездетная супружеская пара. Когда я с ними познакомилась, они были уже на пенсии. У них были разные фамилии, очень необычные: Владимир (позднее выяснилось - Вольдемар) Францевич Родэ и Александра Васильевна (подозреваю, что не Васильевна) Стати. Александра Васильевна рассказывала удивительные вещи. Оказывается, ее юность прошла в Коктебеле, в компании с Мариной Цветаевой, Максимилианом Волошиным и другими поэтами серебряного века. А Владимир Францевич работал в Артеке. Я верила в это с трудом, глядя на ту нищету, в которой они жили в Сибири. Крохотная квартирка, штопаная одежда, скудная еда. И как их занесло в Омск из Коктебеля и Артека? В 1970-х пенсионеры, тем более с таким послужным списком, жили весьма зажиточно. На этот вопрос мне не отвечали. Теперь я понимаю, что они были сосланы.
UPD3: Великое дело Интернет! Оказывается, у Владимира Францевича есть
потомки! Это просто общих детей у них не было. И опять же все скрывали тогда.