В покушении на убийство романтики обвиняются...

May 12, 2015 19:13

Прошлой весной Крым хорошо встряхнул Россию. Многих разбудил, заставил почувствовать себя гражданами, патриотами да и просто людьми, живущими на своей земле, у себя дома.
Сейчас, в Год Литературы, у Крыма есть шанс вывести из летаргического сна отечественную культуру. Она, право же, в этом очень нуждается.

Понабежали людишки незнаемы - полухармсы, говорят, полубродские - расселись на грантах с фестивалями, залапали ее грязными ручонками, застыдили срамными шуточками, заставили петь дурным голосом, своих героев честить засранцами, а славить идолище поганое. А потом опоили ее пседоинтеллектуальной заумью - вот и спит она, бедная.

А в Крыму вновь весна...



Культурный центр нового типа

Этот пост, как и предыдущий, посвящен некоторым специфическим особенностям проведения Года Литературы в Крыму, связанным с тем ожесточенным противодействием существованию на территории полуострова истинно крымской, российской культурной парадигмы, которое издавна практикуется нашими искренними недоброжелателями, а в нынешней сложной геополитической обстановке многократно усилилось.

Как и предыдущий, этот пост является призывом и предупреждением - нам необходимо немедленно прекратить многолетнее надругательство над отечественной культурой в угоду западным или прозападным "экспертам" и приступить к созданию на территории России собственных концептуальных культурных центров, которые станут основой нашего культурного суверенитета. Одним из таких центров безусловно мог бы стать Крым.

В условиях постмодерна миром управляет тот, кто диктует моду, и мы уже видели, что бывает, когда эту моду диктуют извне.
Кроме того, престижные культурные центры являются местами концентрации представителей интеллектуальной элиты, а отрицать стратегическое значение интеллектуального потенциала сейчас не возьмется, наверное, никто.
Конечно, в России есть крупные культурные центры, но именно в них уже давно посеяны ядовитые споры западничества, и среди молодой интеллигенции они, к сожалению, дают всходы.
Зато Крым представляется мне идеальной площадкой для пилотного проекта культурного центра принципиально нового, патриотического типа. Да, патриотического. И не беда, что враги пока что называют нас "ватниками" - мы научим наш патриотизм изяществу и элегантности, блеск и оригинальность российской мысли будут очаровывать мир, и любые зарубежные фестивали и биеннале померкнут по сравнению с нашими. Так будет, если мы захотим - но тогда сейчас нам пора работать.

Я предполагаю, что меня читают здравомыслящие люди, которые хорошо понимают, что речь идет не о культурной изоляции и не о проектировании каких-нибудь Нью-Васюков, а о спокойной, расчетливой и методичной работе.
И начинать эту работу надо именно с литературы, поскольку слово является базовым элементом создания культурной реальности. Не случайно защита родной русской речи объединяла крымчан на протяжении всех лет насильственной украинизации - мы знали, что отстаиваем не только собственное понимание мира, но и колоссальный культурный потенциал, которым обладает русский язык. Пришло время использовать этот потенциал. А значит, надо говорить о поэзии.

Возвращение поэзии

Поэзия является высшей формой словесности, поскольку истинное поэтическое слово наделено огромной силой суггестии и обращается непосредственно к культурному коду человека. Мобилизационная способность поэзии общеизвестна - она пробуждает нежность, взывает к совести, поднимает на борьбу или дарует ликование. И только она позволяет в полной мере ощутить мощь и величие высшего творения народа - языка.
Печальна участь народа, утратившего способность к поэтическому переживанию - это больной, рассыпающийся народ. Народ, потерявший веру в себя.

И сейчас, в грозовой час мировой истории, перед страшным оскалом древнего зла, нам нужна поэзия. Нужна для того, чтобы чувствовать себя народом. Нужна для того, чтобы выстоять. Нужна для того, чтобы сказать, что мы любим друг друга и пойдем друг за друга на все. Потому, что любовь сильнее смерти - сказать это может только поэзия, и только поэзия может это осуществить.
Я тихонько, шепотом: поэзия - это магия.

Скажете - романтика. Да, романтика. Она жива, ее не смогли убить своим русофобским нытьем и глупым хихиканьем тараканьи полчища бормотунов-версификаторов, которых у нас за последние десятилетия почти привыкли считать поэтами.
Не сомневайтесь, идеологи наших геополитических противников отлично понимают роль и значение поэзии в жизни народа. Разумеется, они будут делать все, от них зависящее для того, чтобы современной русской поэзии попросту не было. Нет, всякие стишки, особенно такие, в которых народ сам себя оплевывает - пусть будут, они даже полезны для поддержания психологического состояния бессмысленного "овоща", а вот существование настоящей русской поэзии, способной на удивительные вещи, о которых говорилось выше, для наших врагов смертельно опасно.

Такая огненная, магическая поэзия, как указывал Л. Н. Гумилев, возможна лишь при наличии в обществе достаточно высокого уровня пассионарности. Поэтому отменить, запретить, уничтожить ее нельзя.
А вот подменить - можно.
Намеренную подмену истинной поэзии вымученным версификаторским бредом называют профанацией, и эта подмена, к сожалению, успешно осуществляется в нашей литературе под чутким руководством зарубежных кураторов на протяжении уже достаточно длительного времени.

Понятно, тут хочется поднять дубину народного гнева и начать крушить врага вместе с его "пятой колонной". Пнуть какую-нибудь затесавшуюся под ногами "намкрышевскую" шавку, конечно, можно, однако настоящее решение проблемы находится в совершенно иной плоскости.
Вспомним знаменитые слова великого русского поэта, патриота и дипломата Ф. И. Тютчева:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...

Точнее не скажешь. Наша сила - в любви и правде, в несгибаемой воле и готовности к мистическому служению. Эти понятия должна культивировать наша поэзия. А вернуть ее себе мы можем только отказавшись от назойливых услуг определенного рода посредников, мельтешащих между поэтом и читателем и всячески препятствующих тому, чтобы живое поэтическое слово было расслышано.
Сеть этих "посредников" - как правило, полуграмотных мажоров-пустышек, лауреатов всего и вся, увешанных постмодернистскими регалиями, осыпанных западными милостями и облеченных мнимым авторитетом - работает весьма эффективно, и в результате этой работы у читателя действительно может сложиться и складывается представление о том, что современная русская поэзия убога и неприметна, погружена в описание мелких бытовых реалий, экзистенциальное нытье и полностью утратила свой высокий сакральный статус.

Это ложь, но и в ложь поверишь в отсутствие правды. Нужна правда. Только правда способна разрушить изощренную идеологическую стратегему противника, суть которой я сформулировал выше. А правда в данном случае достигается только одним способом - поэт и читатель должны увидеть друг друга, должны пообщаться напрямую, минуя хитрые структуры, ангажированные западными агентами влияния. Для того, чтобы возродиться, поэзия должна вернуться к своим истокам.

Классик советской культурологии Ю. Б. Борев отмечал, что "литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер".
Все так и было до нынешней эпохи - эпохи видео.

Идея

Я поздравляю тех, кто дочитал текст до этого места - вы люди, действительно неравнодушные к судьбам нашей поэзии!
Много букв сейчас читать не любят - в этом не всегда и упрекнешь, бешеные ритмы современности диктуют новые способы культурной коммуникации.
И заставить массового читателя рыться в пыли поэтических сборников, пусть даже содержащих всю мудрость мира - задача практически невыполнимая даже в Год Литературы.
Но продемонстрировать яркую оригинальную современную поэзию в формате небольших видеосюжетов, предполагающих живое исполнение авторами собственных произведений, скажем, в различных живописных и знаковых уголках Крымского полуострова возможно самой широкой аудитории - особенно если к делу подключится телевидение. Возрождающейся России нужна красивая романтическая поэзия. Я думаю, при грамотном подборе авторов-исполнителей и произведений, подобным телесюжетам будет обеспечен высокий рейтинг. Разумеется, немалый интерес проявят и интернет-пользователи.
Прекрасно, если свои поэтические приветствия российскому Крыму получат возможность передать на видео авторы, проживающие в других регионах России и других странах. А те российские поэты, которые окажутся в Крыму в период летнего курортно-туристического сезона, смогут непосредственно принять участие в Крымском поэтическом видеофестивале.

Идею Крымского поэтического видеофестиваля я высказывал уже давно, и даже снимал на эту тему любительские видеоролики. Однако в полной мере необходимость проведения подобного мероприятия я осознал только сейчас, когда появилась необходимость ответить на вызов литературного отребья, покусившегося на романтику Крымской Весны.
Сейчас мы формируем инициативную группу фестиваля (предлагаем присоединяться), и в ближайшее время намерены обратиться к официальным структурам Республики Крым с соответствующей инициативой в рамках проведения Года Литературы в Крыму.

идеологическая борьба, Год Литературы, современная поэзия

Previous post Next post
Up