Я как-то привык зависать в Интернете, одичал и давно уже не слежу за книжными новинками. А зря. Легко мог пропустить книгу, о которой хочу рассказать сегодня.
Об антологии "У Времени на юру. История Крыма в русской поэзии" (автор-составитель Людмила Корнеева) я узнал благодаря культурологу Светлане Голиковой (
evrica_taurica) - она предложила включить в корпус текстов, из которых состоит книга, мое стиховорение
Византия и сопроводила его оригинальным литературоведческим комментарием.
Идея антологии мне понравилась уже тогда, в кратком изложении, но в полной мере оценить изящество концепции, позволившей автору организовать внутреннее пространство книги, я могу только сейчас, перелистывая вышедший из печати объемистый том, со страниц которого звучат не только голоса более чем сотни русских поэтов - от Державина до наших современников, но и отзывы критиков, мнения исследователей. Поэтические тексты в этой антологии удачно оттеняет хорошая литературоведческая проза, которой не слишком много и не слишком мало - ровно столько, сколько нужно для того, чтобы пробудить творческую мысль читателя.
На первый взгляд архитектоника антологии может показаться сложной, запутанной и даже барочно избыточной, однако в процессе чтения быстро убеждаешься в ее логичности и продуманности - именно она превращает собрание весьма разноплановых поэтических текстов в единое связное повествование о пересечениях исторических путей России и Таврики.
Антология состоит из девяти тематических разделов - девяти глав: первая рассказывает об открытии крымской тематики в конце XVIII - начале XIX веков только что сформировавшейся русской поэтической школой, вторая посвящена вариантам лирической интерпретации уникальных ландшафтных особенностей полуострова, третья погружает в эллинистические сны нашей изящной словесности, в четвертой перед читателем вереницей причудливых образов проходят крымская античность и средневековье, пятая раскрывает врата в экзотический восточный мир пушкинского "Бахчисарайского фонтана" и его отголосков, шестая, седьмая и восьмая озарены грозовыми сполохами войн - Крымской, Гражданской и Великой Отечественной, девятая отражает драматические противоречия периода, последовавшего за развалом СССР.
Каждая глава открывается исторической справкой, далее следуют собственно стихи, сопровождаемые комментариями и цитатами из литературоведческих работ, и завершает каждую тему обзор продемонстрированных текстов от автора-составителя.
Такая структура книги позволяет в кратчайший срок доставить заинтересованному читателю максимум редкой, малоизвестной и подстегивающей воображение информации.
Разумеется, главное в любой поэтической антологии - наличие у ее составителя эстетической интуиции и хорошего вкуса, и этими драгоценными качествами Людмила Корнеева безусловно обладает. Подбор представленных в книге текстов свидетельствует о ее предпочтениях - классическая форма, качественный стих, высокая поэзия.
Может быть, именно в силу этого чтение антологии, объединяющей связанные крымской тематикой произведения, создававшиеся русскими поэтами, критиками, публицистами на протяжении последних двухсот тридцати лет, не вызывает почти неизбежного в таких случаях ощущения стилистической пестроты - очень разные стихи умело и тактично вплетены в ткань общего замысла.
Есть еще одно немаловажное обстоятельство - то, что определяют скучным словосочетанием "общественная значимость". Собственно, о том, что появление этой книги - событие, можно догадаться, едва прочитав ее название. Своевременность и актуальность данного события не вызывают никаких сомнений - в результате перемен, произошедших в уходящем году, Крым действительно оказался "на юру", то есть в центре мирового торжища, на видном месте, открытом всем взглядам и ветрам. Здесь в очередной раз пересеклись сюжетные линии мировой истории, и полуостров стал камнем преткновения в сложных взаимоотношениях России и Запада, переживающих сейчас острейший кризис.
Наши западные оппоненты пытаются оспорить права России на Крым, демонстративно игнорируя полную вовлеченность этого маленького четырехугольника суши, выдвинутого на середину Черного моря и на протяжении всей своей бурной истории многонационального, в сферу русской культуры, если угодно - русского мифа, без которого мы не страна и не народ, а территория и население, с которыми любой пришелец может делать все, что пожелает.
В этих условиях ориентирующаяся на Запад российская либеральная интеллигенция оставляет всякое притворство, вооружается откровенно русофобскими лозунгами и угодливо поддакивает своим зарубежным хозяевам во всем, что касается "крымского вопроса". Если следовать логике этих милых людей, то вернувшихся на Родину вместе с полуостровом крымчан Россия должна немедленно вернуть разоруженными и связанными на расправу оскорбленным в своих лучших чувствах нацистским палачам с Украины. Понятно, что в России их никто слушать не будет, так они и говорят не для этого. Их задача - доносить до мировой общественности мнение российской интеллигенции. И с этой задачей они, к сожалению, справляются.
Такой вот культурно-исторический фон.
И тут выходит в свет книга, представляющая собой далекое от политики спокойное, подробное и развернутое культурологическое доказательство неразрывного переплетения судеб Крыма и России.
И это неполитическое доказательство - неоспоримо.