О чувствах неверующих, или В чем я не согласен с С. Е. Кургиняном

Oct 01, 2012 14:46

Теперь уже с полной уверенностью можно сказать: о скандале с участием Pussy Riot и последующем вынесении "святых" всех мастей не высказывался только ленивый. Я ленивый, поэтому до сих пор ничего по этому поводу не говорил.
Во-первых, крайне нудно было доказывать разгоряченным очередным холиваром доблестнейшим рыцарям клавиатуры и компьютерной мыши очевидное - хотя бы то, что Гельман и Гундяев стоят друг друга, и вся история с плясками в храме, идиотским судилищем, Стингом и Мадонной, а также прочими сюжетными ходами представляет собой высокопрофессиональное шоу, продемонстрированное нам неглупыми и циничными людьми, которые не любят бросать деньги на ветер и преследуют вполне конкретные цели. Вот эти цели почему-то никого из спорщиков не интересовали. Оно и понятно - такой знатный богосрач получился, тут не до мелочей.
Во-вторых, о том, что примитивные инсталляции Pussy Riot благодаря бешеной раскрутке со стороны РПЦ теперь войдут в историю и будут символизировать русское искусство андеграунда нашей эпохи - об этом даже говорить не хотелось, настолько досадно.
В третьих, меня чрезвычайно интересовали дальнейшие ходы крупных игроков, принимающих участие в этой партии. И эти ходы были сделаны.

7 сентября, отвечая на вопросы участников саммита АТЭС, Путин заявил следующее:

Мы в России столкнулись с целым рядом проблем. Они связаны и с тем, что мы переходим в экономике постепенно от плановой экономики к рыночной. Это тоже достаточно болезненный этап.
Все (очень многие у нас в стране) ругают наших так называемых «младореформаторов», ярким представителем которых является господин Чубайс, сидящий здесь, справа от меня. Наверное, их есть за что ругать. Но всё-таки они сделали этот шаг перехода к рынку. Хорошо, плохо, но они это сделали.

Таким образом, Президент РФ окончательно одобрил и признал прогрессивными и незыблемыми результаты криминальной приватизации, осуществленной этими самыми "младореформаторами" при полном одобрении пьяного Ельцина. Видимо, справедливому народному негодованию не будут принесены даже символические жертвы в лице того же Чубайса (на что, между прочим, некоторые надеялись). "Хорошо, плохо, но они это сделали", - сказал Путин. Напомню тем, кто забыл - в ходе этого "хорошо, плохо" был разрушен Советский Союз и оказались втоптанными в грязь настоящие, а не мнимые святыни миллионов советских людей. Не говоря уж о развеявшихся как дым социальных гарантиях и прочих незначительных издержках.

Итак, олигархический строй победил, но теперь его победу необходимо окончательно легитимизировать - иначе никак. Ведь не секрет, что в народе олигархов - чего уж там - ненавидят. Путин всегда стремился дистанцироваться от этой проблемы (как и от многих других), и то, что происходит сейчас, можно считать моментом истины: выбор Путина, увы, был предсказуем, никакого ожидаемого постсоветскими романтиками "тридцать седьмого года" не будет, впереди маячит семнадцатый. Для того, чтобы предотвратить социально-политический взрыв и сохранить награбленное, власти олигархов как воздух нужна легитимность. Ради ее обретения эта власть пойдет на все и не остановится, разумеется, перед беспощадным уничтожением главного идеологического препятствия - советской социалистической доктрины, основанной на идеалах высшей справедливости и представляющей собой оригинальный отечественный вариант исследовательской парадигмы общественного развития. И вот уже пердит выхлопными газами и ерзает на гусеницах неповоротливый идеологический бульдозер РПЦ, готовый закатать в бетон тупого обскурантизма и унылого ханжества любую мечту о мире, где "человек - это звучит гордо".

13 сентября, осуждая убийство посла США в Ливии, Путин пускается в многозначительные рассуждения:

"Наконец все мы должны с особым вниманием и бережно относиться к религиозным чувствам людей самых разных конфессий", - сказал Путин.

"Потому что, если государство своевременно не реагирует на провокации, направленные против религиозных чувств людей, тогда обиженные и оскорбленные люди сами начинают защищать свои взгляды и интересы, и подчас это приобретает неприемлемые формы и действует неприемлемыми методами".

Как мне представляется, это прямое оправдание терроризма. Если "обиженные и оскорбленные" в своих "религиозных чувствах" люди начинают действовать неприемлемыми (под этой милой уклончивой формулировочкой надо понимать - противозаконными) методами, то они автоматически становятся преступниками, а религиозная организация, побуждающая их к совершению правонарушений может и должна быть признана экстремистской. Как говорится, со всеми вытекающими. И заботиться главе светского государства следовало бы не о "религиозных чувствах" фанатиков, а о том, как надежно оградить жизнь, здоровье, а также интеллектуальную деятельность психически нормальных и законопослушных граждан своей страны от преступных посягательств такого рода "верующих".

Не будем наивными - конечно, Путин все это прекрасно понимает, как понимают и хозяева "цивилизованного" Запада, которым ничего не стоило бы раз и навсегда прекратить вакханалию "оскорбленных". Как это делать - не мне им рассказывать. Однако в рамках охранительной парадигмы, в наибольшей степени соответствующей интересам мирового олигархата (этим действительно есть, что охранять), религиозные экстремисты являются очень важным структурным элементом общества, поскольку именно они противодействуют опасным для правящего класса веяниям социального прогресса и попыткам наладить конструктивный диалог между представителями интеллектуальной элиты разных народов.
Технология тут самая элементарная - например, представьте себе, какая светлая пора настанет, когда усилиями мудрых законодателей вся общественно-политическая и даже культурная жизнь в России сведется к противостоянию двух самых многочисленных религиозных общин РФ - православной и исламской. Вот в свете нового закона и начнем выяснять, кто чьи чувства сильнее оскорбил. Как говорится - только спичку поднести. Ну или осуществить скромный информационный вброс - какой-нибудь затрушенный ролик на YouTube. Атеистов, вольнодумцев и всяких там циничных скептиков, среди которых неожиданно окажется немало толковых, энергичных, порядочных и просто нормальных людей, понятное дело, в этой ситуации никто и спрашивать не будет - они же не верующие, у них нет никаких особых прав.

Путь к этому будущему открыт - в Госдуму внесен законопроект об оскорблении чувств верующих. Если такой закон будет принят, последователи "традиционных" религий (мне чрезвычайно интересно, будет ли язычество считаться традиционной религией) получат правовое преимущество над остальными гражданами России. Преимущество значительное, поскольку подобный закон, как правило, можно трактовать достаточно широко - речь ведь идет как-никак об оскорблении чувств, а чувства это весьма тонкая материя. В результате политический вес религиозных общин резко возрастет, и светское общество, представления и установки которого базируются на более или менее научной картине мира, очень скоро это почувствует. Причем, ощущения будут не из приятных. Не верите - спросите Галилея и Джордано Бруно, поинтересуйтесь судьбой средневековых ведьм и "еретиков", загляните в пенитенциарные заведения современных теократических государств. Мракобесие нужно остановить сейчас, иначе будет поздно. А испытавшим прилив оскорбленных чувств православным активистам хотелось бы напомнить - грядущее мракобесие может иметь и совершенно иную конфессиональную окраску.

На постсоветском пространстве охранительная парадигма навязывается обществу последовательно, а в последнее время - нагло. Особенно показательной тут является путинская модель России - неуклюжее конформистское квазитеократическое государственное образование полицейского типа, призванное обеспечить безбедное существование организмов, нажившихся на крушении великой страны, а также их отпрысков, которые на шикарных авто все чаще бухими врезаются в толпу на автобусных остановках. Кстати, на Украине наблюдается ровно то же самое. И особенно дико смотрятся на фоне ставшего уже привычным беспредела вырастающие как грибы после дождя храмы и мечети. Предельно ясно одно - кое-кто ни в коем случае не хочет видеть нас свободными гражданами единого сильного светского государства, поэтому нас так усердно разделяют по национальному, религиозному и всем прочим признакам. Как раз для такого разделения и необходим нынешний карикатурный "союз трона и алтаря", который может привести к гибели и алтарь, и трон. Если они вовремя не расстанутся - как ни в чем не бывало. Только, пожалуй, в этом им придется помочь.

В Интернете путинско-гундяевский идеологический отстой уже давно подвергается меткой и справедливой критике со всех сторон, на этой теме усиленно пиарятся либералы и западники, стремясь отыграться после явного провала "белоленточной" эпопеи. И здесь, надо сказать, особенно странным выглядит застенчивое молчание сил, позиционирующих себя как патриотические, а особенно тех из них, кто неоднократно заявлял о своей приверженности советским идеалам. Помнится, в Советском Союзе отношение к религии было более чем прохладным. Так или иначе, факт остается фактом - я не встречал внятной критики гундяевской РПЦ "слева".
Коммунисты нынче уже не те - все как один богобоязненные, и самой тяжкой провинностью у них теперь считается не предательство интересов трудового народа, а ...сатанизм. Даже название культового советского фильма "Красные дьяволята", наверное, кажется им кощунственным. А ведь это название точно отражает общественные настроения революционной эпохи, когда поэтический (а не церковно-догматический) образ Люцифера в сознании многих участников тогдашней гражданской смуты соответствовал их представлениям о гении мятежа, боге Революции. Конечно, эпатажный карнавальный "сатанизм" того времени не имел ничего общего с поклонением диаволу, столь же нелепым в глазах человека нового мира, как и раболепное почитание его протагониста - нет, это была звонкая шутовская пощечина официальной идеологии уничтоженного революцией буржуазно-помещичьего строя. Сегодня застывшая рыбья харя этой охранительной идеологии все чаще вторгается в наши жилища с телеэкранов и мониторов - нынешний криминально-олигархический строй не слишком изобретателен и в простоте душевной решил воскресить монстра выродившейся византийщины, столь памятного нам по произведениям русской классической литературы.

Давайте не будем играть в "святую простоту" - понятно, что избранная властью РФ идеологема предназначена прежде всего для подавления прогрессивных политических, научных и творческих инициатив, способных представлять угрозу благоденствию и всемогуществу династий новых феодалов. Свободным людям вместо построения гражданского общества, основанного на разумных началах и творческих принципах предлагают сбиться в стадо, которое погонят в даль светлую лукавые пастыри с исчезающими в нужный момент часиками. Конечно, подобная "духовная жизнь", наверное, способна удовлетворить добропорядочного обывателя с хорошо выраженными глотательным и пищеварительным рефлексами, но для мыслящей части общества этого явно недостаточно. А раз недостаточно, необходимо сопротивление идеологическому диктату власти - сопротивление, использующее весь арсенал, накопленный богоборческой мыслью человечества на протяжении многовековой борьбы с религиозным фанатизмом и мракобесием. Причем основной мишенью критики, на мой взгляд, должна являться не та или иная конфессия, а сама деспотическая фигура абсолютно чуждого нашему менталитету ближневосточного бога.
Непременно следует вспомнить о судьбе русского, европейского, тюркского язычества, о хладнокровно осуществленном невежественными попами и муллами стирании целых пластов народной культуры и древнего знания, о постоянных репрессиях, которым подвергались носители изначальных мировоззренческих традиций арийских и тюркских народов. Ну, дело прошлое, мы люди светские, не фанатики, и признаем за библейским проектом право на существование, однако решительно отказываем ему в каких-либо особых правах и преимуществах над обществом, скажем, любителей НЛО. Об этом надо помнить - потому, что мы имеем право на собственную историю, на собственную религию, на собственный образ мира.
Но патриотические, "левые", коммунистические идеологи молчат - похоже, они застыли перед РПЦ как кролик перед удавом. Выглядит все это чрезвычайно жалко и наводит на размышления о полном крахе "левого" патриотического движения. Значит, смирились? Я правильно понимаю?

Да и как не смириться! Сколько убедительнейшей буржуазной добропорядочности в пасхальных лобызаниях патриарха с высшими государственными чиновниками, как светлы упитанные лица депутатов! Глядя на них, понимаешь, что в подлунном мире все же есть счастливые люди, которые могут нелицемерно благодарить так называемого бога, не задаваясь дурацкими вопросами о реальности его существования - их жизнь удалась.

"А у нас пока что реклама". Настоящим священнодействием современного общества потребления является прежде всего реклама, выполняющая важнейшие психологические функции, ранее свойственные мантрам, молитвам, магическим заклятиям. Именно реклама создает и поддерживает в сознании индивида иллюзию безопасности существования, осмысленности действий и наличия перспектив развития, необходимую для успешного функционирования социально-экономических и политических схем, а также всех прочих аспектов жизни социума. Многообразие рекламируемых товаров и услуг, возникновение новых брендов, постоянно декларируемое расширение арсенала доступных возможностей сигнализирует нам о поступательном движении научного прогресса к вершинам технократической цивилизации, а беззаботно-позитивный настрой рекламных роликов, построенный на выверенном соотношении ненавязчивого гламура и незатейливого комизма, преподносит образ жизни современного обывателя-"овоща" как единственно разумный и правильный. Таким образом сооружается цветистая ширма, скрывающая от нескромных взоров умопомрачительные в своей абсурдности и ужасающие в своей неизменности принципы мироустройства. Можно жить дальше, не забывая осенять себя крестным знамением.

Телевизионная картинка, проецирующаяся на гигантский экран общественного сознания - это надежная стена, и за ней правящий класс жуликов и воров, уверенно ведущий русскую цивилизацию к окончательной катастрофе, чувствует себя в безопасности. Для того, чтобы сокрушить эту стену, необходим очень мощный таран. Таким тараном способен стать только презрительный карнавальный смех, не чуждый и тонкой интеллектуальной иронии, расшатывающей смысловые ряды обороны противника, и грубому, зато меткому народному остроумию. Причем я настоятельно прошу видеть здесь совершенно реальную мировоззренческую проблему, имеющую стратегическое значение.

Когда в убийстве обвиняют оружие, а не убийцу, державшего его в руках - это смешно, ибо абсурдно. Когда уважаемый мной С. Е. Кургинян объявляет смех, уже не одно тысячелетие помогающий человечеству расставаться с прошлым, одним из важнейших факторов, способствовавших крушению СССР и вообще исчадьем ада, а затем обрушивает громы и молнии на теорию карнавала, выдвинутую М. М. Бахтиным, средневекового французского гуманиста Рабле, а также знаменитого великосветского фрика, талантливого мистика и мистификатора Алистера Кроули, это действительно уже не смешно, а грустно. Особенно если учесть, что по ходу дела С. Е. Кургинян щедро раздает оплеухи Н. С. Гумилеву, М. А. Булгакову и другим выдающимся представителям отечественной и мировой литературы, заподозренным им в причастности к мировой гностической (это почему-то считается страшным обвинением - видимо, на секретном совещании патриотических сил, проходившем под эгидой РПЦ на автостоянке под храмом Христа Спасителя, древние философы-гностики объявлены врагами народа) и, разумеется, богопротивной организации интеллектуалов, известной под названием Телема, зато поднимает на щит унылых интеллигентов-охранителей А. Ф. Лосева и С. С. Аверинцева, читать пресные нравоучения которых - это и есть ад, ребята.
Учитывая подчеркнуто просоветскую риторику С. Е. Кургиняна и несомненное наличие у него аналитических способностей, очень странно выглядит тот факт, что живой творческой революционной концепции Бахтина он предпочитает заунывные охранительные бредни идеологических реликтов белогвардейщины, которые, будучи поставлены в тупик вопросами оппонента, немедленно извлекают из кармана потертый от неумеренного использования жупел сатанизма. Да мне, извините, плевать на сатанизм - я не верующий и не впечатлительный. Если борьбу за возрождение страны и возможность наиболее полной реализации творческих способностей человека какая-нибудь шайка попов с заплывшими от постоянного пьянства и обжорства глазками объявит сатанизмом - мы что, покаемся? Или пошлем далече таких "носителей духовности"?
А пока что в сухом остатке видим следующее - скорее всего, С. Е. Кургинян предполагает строить СССР 2.0 на библейском охранительном фундаменте и сейчас крайне заинтересован в союзнических отношениях с РПЦ. В идеологии возглавляемого им движения "Суть времени" неизбежно будет преобладать антинаучный религиозный дискурс, что заметно уже сейчас.

Впрочем, острые полемические выпады против Бахтина и карнавала могут привести к неожиданному обратному эффекту. Фантастическая Телема с ее девизом "Делай, что хочешь", который каждый понимает в силу своей распущенности, побеждает уже в тот самый момент, когда С. Е. Кургинян о ней рассказывает. Нет у человека никакого "священного Верха" и "греховного Низа" - это какие-то ханжеские галлюцинации. Человек целостен во всех своих проявлениях - прекрасных, нелепых, смешных, божественных. Не языческие боги - языческое мировоззрение уже вернулось и теперь предъявляет счет средневековому обскурантизму и мракобесию.

Постмодернизм, против которого ополчился С. Е. Кургинян - это всего лишь система обработки, структуризации и передачи информации. Эта система широко используется в различных целях, в том числе - для разработки широко известных (и не столь широко известных) методик управления общественным сознанием. Да, некоторые из таких методик были задействованы нашими врагами в черном деле разрушения СССР - к сожалению, в данном случае этот вид оружия продемонстрировал свою эффективность. Так что - предоставим врагу полную и безраздельную возможность использования этого оружия против нас и в дальнейшем? Или попытаемся завладеть этим оружием и дать сдачи? Вот это очень серьезный, очень важный вопрос. Вопрос о том, что мы намерены делать дальше - изображать оскорбленную невинность или бить врага его собственным оружием.

Будем называть вещи своими именами - противник уже давно и чрезвычайно успешно атакует нас при помощи современного идеологического оружия, принцип действия которого основан на умелом использовании обаяния зла и порока, а мы до сих пор пребываем в легкой растерянности вместо того, чтобы опомниться и платить ему той же монетой. Подобная щепетильность стоит нам очень дорого, вследствие чего она все больше напоминает не то слабоумие, не то предательство. Подчеркиваю - речь идет о важнейшем элементе современной идеологической борьбы, однако четкое осознание этого факта, к сожалению, не слишком характерно даже для убежденных реваншистов, сторонников создания обновленной версии СССР, что делает наши шансы на победу в этой борьбе весьма и весьма призрачными.

Представим себе ситуацию - после того как на Потсдамской конференции Г. Трумэн сообщил И. В. Сталину о наличии у США атомной бомбы, последний впадает в истерику, объявляет атомную бомбу сатанинским изобретением и категорически отказывается от разработок ядерного оружия. Мы знаем, что этого не было, что вместо всего этого Сталин произнес знаменитое: "Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы" - и Советский Союз тогда выстоял. Но вот кибернетику И. В. Сталин все же зарубил, объявив лженаукой. Последствия этого шага нам тоже хорошо известны.

идеология реванша

Previous post Next post
Up