Широко известный факт: термин "космическая опера" - калька с шутливого определения ковбойских сериалов: Horse opera. В этом смысле, "Firefly" самая "космоопера" из всех "космоопер" :)
"Firefly" очень бережно воспроизводит канон классического вестерна. Джосс Уидон ("Future history: the story of earth that was", бонус к DVD "Миссия "Серенити"): "В 3-м сезоне съемок «Баффи» я получил 2-х недельный отпуск и вторая книга, которую я прочитал, была «The Killer Angels», где речь шла о битве при Геттисберге и сразу после этого мной овладела идея о жизни на краю Вселенной.
<...>
Я раздумывал об идее гражданской войны. И об идее восстановления, и о людях, которые проиграли войну. Этой теме посвящена большая часть американской литературы. В американской литературе мало внимания уделяется победителям. Северянам, с которыми мы себя идентифицируем. Мы все интересуемся Югом. Они проиграли, а мы любим неудачников. В американской литературе нам нравится чувство утраты. И даже если Мэл не сражался за рабство, я счастлив сказать, что он сражался как раз тогда, когда надежды уже почти не было, с превосходящими силами и это изменило его."
Герой, воевавший на проигравшей стороне, - классический жанровый образ (Фрэнки и Джесси Джеймсы, например, превращенные киношниками из бандитов в благородных мстителей, ковбой Чарли Уэйт, сыгранный Кевином Костнером в собственном фильме "Открытый простор", "Бунтарь" Джонни Юма (о нем, впрочем, чуть ниже). Вернувшимcя с войны приходится уживаться с бывшими врагами и даже становиться на службу новой власти. Даже советский "красный вестерн/истерн" не обошелся без такого героя, не главного, конечно, но положительного царского таможенного офицера Верещагина...
Героев "Firefly", как две капли воды похожих на персонажей классических вестернов, создала война, похожая на ту, что выковала характеры покорителей Дикого Запада:
Джосс Уидон: "Наш капитан боролся за, скажем так, Юг. Не потому, что он - за рабство, по оттого, что не хотел подчиняться центральному планетарному правительству. Очень многое у нас стилистически основано на Гражданской Войне (1861-1865) и эпохе 1880-х". "Геттисбергом" войны за ОБъединение стала Битва в долине Серенити, в которой, как мы узнаем в эпизоде "Bushwacked", Независимые потерпели сокрушительное поражение, и фактически, она стала концом войны для "коричневых шинелей". Кровавая баня, в которой гибнет 90% отряда Мэла (сцена, показанная в начале пилотной серии), возможно, вдохновлена описанием Атаки Пикетта, эпизоду битвы при Геттисберге, которому посвящена значительная часть упомянутой выше книги "The Killer Angels". Как и сцена в фильме, она закончилась полным разгромом повстанцев и бегством командования Южан. Кстати, в армии Юга воевал дальний родственник играющего Мэла Натана Филлиона - генерал Джубал Эрли, чье имя носит охотник за головами из эпизода "Objects in Space".
Сходство Независимых и южан-конфедератов настолько очевидно для знающих американскую историю, что не дает некоторым сопереживать капитану Рейнольдсу:
From a war of colonial liberation, I wondered whether I had to recast the war between the 'Alliance' and the 'Independents' as a historical parallel with the American Civil War. That makes the captain an ex-Confederate soldier - which, for someone like me, makes him somewhat more difficult to identify with or admire. Обозреватель сайта
www.troynovant.com провел параллель между Мэлом и героем сериала
"Бунтарь" (1959-1961) Джонни Юмой в исполнении Ника Адамса (см.фото) - ветераном-конфедератом, отправившемся после войны на американский фронтир. Малкольм Рейнольдс отправился на фронтир галактический, чтобы стать героем сериала "Firefly", развивающего жанр вестерна, при этом бережно следуя канонам.
Кстати, может быть случайность, но серия, первой показанная по ТВ - "train job" - посвящена ограблению поезда, как и первый в истории кино вестерн - "Великое ограбление поезда" (1903).
А сцена набора пассажиров в пилотной серии не может не вызвать ассоциаций с классическим фильмом Джона Форда 1939 года "Дилижанс". Законник, философствующий доктор Бун (даже фамилией созвучный пастырю Буку), проститутка, клерк, который не желает выпускать из рук ценный груз... О сходстве характеров Малкольма Рейнольдса и Ринго Кида в исполнении Джона Уэйна хорошо сказано здесь:
"Some Thoughts on the Siege of the Last American" (всячески рекомендую к прочтению, неплохая (хотя и спорная) статья, интересная, главным образом, интервью Тима Минеара (сценариста и исполнительного продюсера "Firefly")). А апачи "Дилижанса" (безликая разрушительная сила) - чем не Пожиратели "Firefly"?