Российские древности: Ферапонтов монастырь

Aug 13, 2017 23:01



Когда древние подвижники устраивали монастыри по всей Руси, они никогда не задумывались над тем, чтобы в их пустынь века спустя было удобно добраться туристу или паломнику. Некоторые из монастырей впоследствии оказались вблизи оживленных транспортных путей, некоторые и поныне представляют определенную проблему для тех, кто любит комфорт, но хочет добраться до них общественным транспортом.



Чтобы попасть в бывший Ферапонтов Белозерский монастырь, а ныне - памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, вам придется потратить много времени и сил. Сначала доехать до Вологды, затем - 115 километров на автобусе, а там - почти шесть километров пешком. И, кстати, в селе Ферапонтово и поесть-то негде, гостиница с рестораном закрылись - невелик поток туристов, только сельпо. Но зато вы будете вознаграждены, пожалуй, самым сохранным и совершенным архитектурным комплексом и уникальными не только по сохранности, но и по качеству росписи фресками. Но обо всем по порядку.
Начать нужно, наверное, с человека по имени Ферапонт. Точнее, звали человека, родившегося в 1337 году в городе Волоколамске Федором Поскочиным. В 1377 году Федор постригся в монахи в московском Симоновом монастыре под именем Ферапонт: по традиции, «умирая для мира», монах меняет имя, оставляя себе первую букву от имени прежнего.




В Симоновом монастыре Ферапонт сдружился с другим монахом - Кириллом. Оба они стали близкими учениками часто навещавшего обитель Сергия Радонежского. Вместе они и отправились пустынножительствовать на север, на Белоозеро. Сначала они поселились вместе, но затем Кирилл остался, а Ферапонт пошел дальше. Так и появились два монастыря неподалеку: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. О Кирилло-Белозерском мы расскажем чуть позже (автор блога добрался и до него), а с Ферапонтовым монастырем вышла вот какая история.



Сначала Ферапонт жил просто один, в живописном месте меж двух небольших озер, Бородавским и Паским, но затем к нему стали приходить люди - разделить его подвижничество.
Так в 1398 году и возник монастырь. Впрочем, Ферапонт от игуменства отказался, оставшись простым монахом (немного уходя в сторону скажем, что владелец той земли, удельный князь Андрей Можайский в итоге уговорил Ферапонта приехать в Можайск и основать рядом с ним Лужецкий монастырь, и стать в нем игуменом. Там преподобный и завершил свой земной путь).

Первый каменный храм в монастыре появился в 1490 году. Собор Рождества Богородицы был выстроен ростовскими мастерами и сохранился без переделок. А через 12 лет в обители появился Мастер. Третий величайший живописец Средневековой Руси, после Феофана Грека и Андрея Рублева - Дионисий. Он приехал вместе с сыновьями и всего за месяц с небольшим расписали 600 квадратных метров фресок, сохранившихся до сих пор. Удивительные, красочные, совершенные фрески. Сейчас они очищены от пыли, грибков и плесени и тщательно сохраняются с применением самых современных технологий - и именно поэтому в соборе невозможно открыть богослужение, а посещение допускается только по 15 человек единовременно. Описывать эти фрески словами бесполезно: просто посмотрите галерею.































А монастырь продолжал отстраиваться. В 1530-1531 годах строится Благовещенская церковь с трапезной, в 1640 - шатровая церковь Мартиниана, в 1649 году - уникальная «двойная» двушатровая надвратная церковь Богоявления и преподобного Ферапонта. В том же XVII веке появляется и колокольня. Каждое новое строение органично дополняет предыдущее, а в итоге получился очень органичный ансамбль из многих зданий, плавно перетекающих из одного в другое.



Монастырь 400 лет был духовным и просветительским центром Белозерья (ну и крупнейшим землевладельцем), но в XVIII веке был все-таки закрыт. В 1904 году он возобновлен как женский, но просуществовал всего 20 лет, после чего был окончательно закрыт. Сейчас действуют надвратные храмы - а в основном объеме работает музей: только в теплое время года. Зимой вы фрески не увидите.



Написано для рубрики "Российские древности" портала Indicator.Ru. "Архитектурные" фото Анны Хоружей.

древнерусская архитектура

Previous post Next post
Up