Вот читаю я записи в сообществе, вспоминаю свою попытку немножко подискутировать с Климовым и присными его, и приходит мне в голову горькая мысль о том, что всякие попытки бороться с климовыми и даже с чудиновыми заведомо обречены сейчас на провал.
И корень зла видится мне в школе. Вспомните учебники! Ведь тоска была неимоверная. Взять ту же филологию, в школьном курсе представленную в основном предметом "Русский язык". Это же кошмар какой-то. Я тут не так давно листал учебники дочери знакомой: ну не может нормальный человек заинтересоваться такой тягомотиной. Исключения есть, были и будут - в нашем класс, к примеру, было два парня, страстно любившие математику и физику. А знаете почему? Потому что ещё в начальной школе оба прочли Лёвшина ("Приключения в Карликании", "Чёрная маска из Аль-Джебры" и, позже, "Приключения Магистра расеяных наук") и "Занимательную физику" Перельмана. Я был долго помешан на биологии - потому что родители-врачи накупили мне массу книг, от "Приключений Карика и Вали" до всяких "Что такое аскалафус", "Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?", "Волшебные очки" (это про медицину и санитарию с гигиеной для пионеров :), "По следам Робинзона" и "Птуешествие с домашними растнениями" Верзилина, "Путь Гиппократа", книги Сахарнова о море, и прочие в этом духе. Ещё я, по тем же причинам, любил историю.
Я не выносил предмет "Русский язык" (вспомним рассказ Дорошевича "Русский язык", к примеру - нашёлся для начала в ЖЖ,
тут). Я пишу грамотно, хотя порой с опчеатками :) исключительно благодаря тому, что с трёх лет много читаю - сейчас дети редко столько читают, да вдобавок и книги нынче не всегда радуют грамотности (об интернете я уж и не говорю). А вот кнгиги Успенского "Слово о словах" и "Ты и твоё имя" были среди любимейших книг моих.
Вот каковы должны быть учебники: книги Перельмана, Успенского, Лёвшина, Сахарнова и пр. читаются с интересом и удовольствием, и полученные знания остаютя в памяти надолго.
А покуда они таковы, какие есть, - и пока преподавание в школе будет таким, как сейчас (а сейчас оно, по-моему, стало хуже - особенно после введения ЕГЭ), изменений к лучшему ждать не приходится: не обременённые грузом "знаний, накопленных человечеством", бывшие школьники будут идеальной аудиторией для фриков. Ведь древние надписи, русичи в Африке и на Луне, торсионные поля, мгновенные исцеления биополем, аура, летающие тарелки, - это так интересно! К тому же как просто изучать не настоящую филологию, не реальную топонимику или этимологию, или, Боже упаси, теорграмматику, а задорновско-климовскую чепуху с выводом всех языков мира из современного (а на самом деле стотысячелетнедревнего якобы) русского языка, или вместо того, чтобы получить хотя бы самое общее представление о физике элементарных частиц (буквально на уровне научпопа) рассуждать о нейтрино, налипающих на ядро Земли и тем самым увеличивающим земную массу и размер :)
Фрики же - они тоже были и будут; сумасшедших и жуликов было полно всегда. Одни обещали королям добывать золото из свинца или ртути, другие божились, что им почти удалось добыть эликсир бессмертия, и всего-то надо мешка два-три золота, чтобы добиться окончательного успеха; третьи на полном серьёзе, истово веря, строили перпетуум-мобиле и разрабатывали прожекты лучей смерти. Или опять же занимались филологией, вот хоть опять же доказывая происхождение всех языков из русского... Причём, будем справедливы, среди них попадались и псевдофрики, у которых получалось то, что прежде считалось невозможным - ну, например, летательные аппараты тяжелее воздуха.
Но если в старину фрик мог рассчитывать чаще всего лишь на собственную рукопись, если во времена, скажем, советские трудно было напечатать фрик-труд или защитить фрик-диссертацию, - то сейчас, увы, можно стать академиком какой-нибудь РАЕН и потом ссылаться на "труды" такого "академика", а про всех критиков говорить "ты дурак и ретроград, патамушта не с нашего РАЕНа!", можно вылезти на ТВ с безумной чушью про "бога тырить", про Страшную Плесень или тяжёлые и липучие нейтрино, по прихоти своего спина меняющие массу и скорость... Можно, наконец, создать блог или комьюнити и пиариться там, а хомячков, не отягощённых знанием, как я уже сказал, много.
Так что единственное, что можно сделать - это (а) вернуть тоталитарный контроль над СМИ, включая интернет (что, впрочем, сейчас вряд ли возможно - к счастью), и "не пущать" фриков; и (б) провести коренную реформу школьного образования, для начала вставив в программу Перельмана, Верзилина и пр., и попытавшись найти авторов, способых так же увлекательно и доступно рассказывать о современной науке (я думаю, в этом направлении сейчас хорошо работает журнал "Знание - сила", - хорошо, но недостаточно).
Ведь всё же просто. Ну вот в "дискуссии" с кем-то из климовцев мне представили списко слов со слогом РА в нём: мол, все они от РА, и все связаны с солнцем, как-то так. Когда же я указал на то обстоятельство, что зачастую этот слог оказывается на границе частиц, мне заявили, что частицы были придуманы (надо полагать, подлыми жЫдомаССонами) уже в недавнее время, а вообще это всё попытки скрыть истину, и т.п.
ТО есть спор с фриками невозможен, как невозможен был бы диспут между
Учёным Соседом Максимом (забыл как по батюшке, извените великодушно!) и Василием Семи-Булатовым. Ну вот что мог бы возразить Учёный Сосед на "открытие" Семи-Булатова - "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается"? Разве что попытаться начать с гимназического курса географии и астрономии... При условии, что соседушка соизволил бы прислушаться: как мы все хорошо знаем, фрики при попытке указать им на азы, так сказать, затыкают уши, топочут ногами и верещат, что-де так называемая наука всё врёт, отстала и вообще придумана Черчилем в восемнадцатом году, и только они знают Истину.
Так ведь в том-то и дело, что ежели бы тот же Климов утрудился бы для начала ознакомиться ну как минимум с книгами Успенского - которые, в общем, для средней школы, - он бы сам с сожалением закопал бы свои "научные труды". С серьёзными монографиями, допустим, трудно: там язык тяжеловат, а зачастую даже усложнён и преднамеренно запутан - некоторым авторам так кажется "научнее", да и оппоненту труднее разобраться :)
Но вот как уговорить его почитать толковые книги по предмету, которым он претендует не просто заниматься, но который объявляет начисто реформированным своими усилиями?
Так что это поможет только в отношении будущих потенциальных читателей и продолжателей климовского дела.
Надо начинать со школы.
Как говорится, "Извините, если кого обидел" ©
berezin