Храм Посейдона в Пестуме. Италия. 5 в. до н. э.
Глава 3. Греческое искусство. Часть 1.
"Когда на почве Эллады перед нами появляется дорический храм, такой прочный и сочленённый, получаешь впечатление, что порядок начинает проникать в хаос.
Впервые появляется архитектура, которая основывает всю мощь здания на расчленении отдельных форм, на ясном делении опоры и груза, несущих и лежащих частей.
Храм Посейдона в Пестуме - постройка чрезвычайно мощная, но в этой постройке в первый раз в искусстве мы находим гармоничное сочетание частей, ритм пропорций.
Тектоника храма отличает его от от
критских дворцов, его ритм - от
египетской монументальности.
С какой мощью и утончённой нежностью деления фриза уравновешивают нижнюю часть постройки с её фронтоном.
Но как ни благороден вид этого храма, теперь, однако, ему недостаёт многого, что могло бы уяснить его первоначальный замысел: пустому теперь фронтону недостаёт статуй, фризу - рельефов, недостаёт красок, которые сплошь покрывали все части его организма.
Время разрушило праздничность, которую умело сочетать с серьезностию греческое искусство."