Съемки производились вечером, на закате, - вспоминает Усов. - Как рождалась идея, видно на пленке: Будда, папиросы Беломорканал, какие-то окурки под ногами...
Андрей Усов родился в 1950 году в Ленинграде в семье офицера Военно-морского флота. Фотографировать начал еще в 1963 году, с 1967 года работал и с кинокамерой. В 1971 поступил на итальянское отделение филологического факультета Ленинградского университета; эксперименты в фотографии не оставлял, делал "пробы пера" в цвете и макросьемке.
Решающим для Усова-фотографа становится 1975 год. На этот год выпадает его знакомство с тандемом "Б.Г. и Майк" - музыкантами Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко. Под псевдонимом "Вилли" Андрей Усов известен как постоянный фотограф групп "Аквариум" и "Зоопарк"; с этим псевдонимом он входит в историю ленинградского андеграунда как автор канонических портретов Бориса Гребенщикова, Майка Науменко и других легендарных персонажей семидесятых годов.
Для него "игра в обложку" началась задолго до оформления магнитоальбомов. Еще в 60-х годах Вилли (названный так в честь львенка Вилли - эмблемы чемпионата мира по футболу в Англии) вырезал из журналов понравившиеся иллюстрации. Затем он брал безликие советские конверты для пластинок и придавал им товарный вид: наклеивал коллажи, накладывал шрифты, а края пластинок "закатывал" в специальную липкую пленку.
"Я напоминал наркомана, - вспоминает Андрей. - Это была болезнь - увидеть визуальный ряд для конкретной музыки". "Снимок для лицевой стороны обложки альбома "Все братья-сестры" сделан Андреем Вилли Усовым на Каменном острове у дома Фалалеева - единственного частного здания в этом районе. Так получилось, что у сына художника Андрея Фалалеева, эмигрировавшего через год в Калифорнию и образовавшего там одну из крупнейших переводческих фирм, сохранилась статуэтка Будды. Похоже, это была одна из тех статуэток, которые исчезли из буддийского храма на Приморском бульваре после того, как здание было подвергнуто большевистскому поруганию, а главного Будду озверевшие атеисты разломали на куски, свалив их в Неву.
По замыслу БГ и Майка, статуэтка Будды должна была символизировать идеал духовного развития и неявным образом обыгрывать название альбома. Конечно, во всем этом присутствовал элемент здорового стеба.
Съемки производились вечером, на закате, - вспоминает Усов. - Как рождалась идея, видно на пленке: Будда, папиросы Беломорканал , какие-то окурки под ногами... У Майка лоб уходил куда-то вдаль, в прямой пробор. В результате получалась нефотогеничная горка с большим акцентом на нос. Случайно у меня с собой оказалась кепка, в которой я ездил на рыбалку. Я надел кепку на голову Майку. Его крупный нос был поддержан клювом кепки и лицо сразу начало работать.
После того, как была оформлена вторая сторона альбома (БГ и Майк, стоящие на фоне арки, расположенной на набережной Фонтанки), Усов напечатал полтора десятка обложек и альбом пошел в народ."
Александр Кушнир (100 Магнитоальбомов Советского Рока)
Андеграунд семидесятых - это и творчество, и образ жизни. Соответственно, Андрей (Вилли) Усов сменяет пять профессий, от специалиста в итальянской и французской филологии до авиамеханика в ленинградском аэропорту "Пулково".
В 1979 году Усов окончательно переходит в разряд фотографов-профессионалов. Отображенные им семидесятые годы становятся золотым фондом его архива. Работы Андрея (Вилли) Усова участвуют более чем в тридцати сборных выставках, составляют и персональные экспозиции. В 1995 году в Центральном петербургском выставочном зале "Манеж" состоялась персональная выставка мастера "Черным по Белому" - 434 фотографии за 20 лет творчества. Фотографии Андрея Усова включены в коллекции Международного фотоцентра им. Нисефора Ньепса во Франции, Публичной Библиотеки им. Авраама Линкольна в Нью-Йорке, Циммерли Арт-Музея в Вашингтоне, Русского Музея,
Музея города Москвы и Музея истории Санкт-Петербурга, а также находятся в частных коллекциях Франции, Италии, Германии, Финляндии и США.
Выставочная фотография и фотография для прессы - Усов сочетает в своем творчестве оба направления. Примером журналистского фоторепортажа стали его
снимки, сделанные в Ираке конца девяностых годов; эти снимки представлены в спецпроекте "Интерпресс" наряду с выставочными черно-белыми фотографиями, превосходно передающими атмосферу Ленинграда восьмидесятых годов.
Использованы материалы с сайта
Интерпресс.ру, фотография 1 с сайта журнала
Сибирский успех, 2 с сайта
HOMO PHOTOS, фотографии 4, 5, 8-11 с сайта
Звуки.ру, предпоследняя с сайта журнала
На невском, последняя с сайта
Йа-Хха .