Главным ресурсом России являются ее огромные территории. Это ресурс ресурсов. Он порождает и нефть, и газ, и лес, и металлы, и все прочее. Чего не хотят понимать наши западники (вкупе с некоторыми почвенниками), так это того, что территориальный ресурс, при всей своей кажущейся весомости, грубости и зримости, нематериален.
Поясню на примере. Моя старая знакомая-швабка (весьма культурная дама, пять языков и два высших) жалуется мне, что вынуждена постоянно контролировать себя, разговаривая на литературном немецком (Hochdeutsch). Это-де у нее не родной язык. Родной же диалект отличается от хохдойча, по-видимому, сильнее, чем русский от украинского. Ибо это у нее не швабиш даже, а совсем что-то экзотическое, из местечка. Ситуация, при которой жители Петербурга, Архангельска, Астрахани и Владивостока могут (и, в отличие от немцев, могли в XIX веке) общаться, не испытывая совершенно никаких лингвистических затруднений, вызывает у немца чувство искреннего изумления.
Территориальный ресурс есть ресурс духовный, психологический. Это способность, распространившись на одинадцать часовых поясов, не утратить культурной общности и идентичности. Я часто слышу (вот, намедни, в германском поезде от юного весьма раздраженного собеседника услыхал), об ужасной, вопиющей несправедливости, по которой русские граничили на Востоке с необжитыми и дикими, но при этом сказочно богатыми землями. Это-де соседство развратило их, позволив получить обширные колонии без свойственных колониальной политике издержек.
Эти глупости я прокомментирую еще одним примером: в свое время у франков образовалось больше земли, чем могло поместиться в их франкских мозгах. Именно благодаря этому сформировались, как отдельные нации, французы и немцы.
Воспитанные на Булгакове, все мы с младых ногтей привыкли думать, что "разруха в головах". Возможно; но и многое из того, что несправедливо считается даром природы или капризом истории, ведет свое начало оттуда же. Головы русских подходят для того, чтобы содержать в себе одинадцать часовых поясов. Это и есть их ресурс, конвертируемый в нефть и газ. Ни немцы, ни французы не справились бы, выпади на их долю вышеупомянутая "вопиющая несправедливость". Территории бы никуда не делись, но ни с чем не сравнимым преимуществом целокупного владения не воспользовался бы никто: мы имели бы пятнадцать тихо переругивающихся между собой Франций, и книжные полки их жителей ломились бы от словарей, ибо все они говорили бы на разных языках.
Видимо, самая высмеиваемая черта русского менталитета - его чрезмерная, гротескная масштабность. "Зато мы делаем ракеты", "гондурас беспокоит" etc. Не зависть ли лютая породила все эти шуточки? Взгляните на глобус.
Окончание
здесь.