Эта заметка, полагаю, многим покажется скучноватой, однако удручающий беспорядок, который приходится регулярно наблюдать в чужих текстах, вынуждает меня совершить некоторую работу по дефинированию и классифицированию. Как обычно, присвоение предмету определения и категории не сводится к ранневитгенштейновской замене нескольких длинных фраз одним
(
Read more... )
Comments 22
> скворцы, как правило, не считаются субъектами морали.
По-моему, если не считать птиц субъектами морали, то и сооружение скворечника нельзя считать благом, разве что косвенным - я делаю скворечник, чтобы скворцы уничтожали насекомых, чтобы в моем саду и в саду соседей было больше яблок, но в этом случае адресаты просматриваются. Или можно рассматривать изготовление скворечника как тренировку в делании добра, т. е. помоги сначала птицам, чтобы научиться помогать людям.
В общем, понятие бессубъектного блага я отвергаю. Хотя безобъектное, конечно, существует. Более того, существуют и такие явления, которые объектно являются злом, а субъектно - добром.
Reply
Reply
Самый интересный ход - первое деление. Инстинктивно связываешь и с субьектом, и с объектом, но тогда оказывается не так интересно и не так полезно.
Скажи, почему ты не выделил в категорию, когда я делаю благо себе? В каком-то смысле это аналогично д. и и. категориям, а с точки зрения этики и психологии надо быть мистером Джонсом с гениаком в голове, чтобы никак себя не отличать от других.
В голове вертится случай, когда хорошая погода хороша для скворцов, но, видимо, это неинтересно с точки зрения этики.
Приступ второй.
Поначалу есть я, мы как я-переросток (что-то такое, чего я уж точно тонкий колосок) и оно, откуда первые четыре категории; неохота разбираться с благом для "оно", а для этого из бинарных отношений надо сделать операторы.
Когда нас становится очень много, то оказывается, что мы - это я, мы-много-я, и мы-они. оп-па - и шесть категорий.
Похоже..
Reply
Моей целью было отделить "мой руки перед едой" от "не отнимай у сестры печенье". Это очень разные заповеди и определенный этап взросления как раз и знаменует осознание этого различия.
Reply
для чего ты вивисируешь... вивисектишь... шинкуешь благо? Если для манипулирования им, то можно и тривиальный случай рассмотреть, он немаловажен в мире.
Комбинаторики не получается. Первые четыре категории - операнды, они висят свободным концом в воздухе и ждут, куда его присобачить.
Две последние - нет. Разве не так?
Reply
Угу. Вот и я о том же.
Reply
2*2*2=8.
6=2+2+2?
6=2*2+2?
а потом понял, что никакая это не комбинаторика.
Reply
Дело в том, что два варианта не имеют никакого разумного смысла и отпадают. К тому же Боря уже многие годы время от времени напоминает мне о том, что Любая по-настоящему полезная классификация содержит от трех до шести категорий. Тут воленс-неволенс подсократишься...
Reply
1) Индивидуум <-
2) Индивидуум ->
3) Коллектив <-
4) Коллектив ->
5) Индивидуум -> Коллектив
6) Индивидуум <- Коллектив
Причем 1 и 3 связаны с совсем простыми вещами («что есть благо»), 2 и 4 вводят дополнительно понятие заботы и ответственности, а 5 и 6 вообще решают вопросы другого порядка - о конфликте интересов индивидуального и коллективного, причем первые четыре категории являются для этого базовыми. Все это замечательно, но не похоже на 2^3-2.
Reply
Reply
Leave a comment