Очень распространённая терминологическая
ошибка, заключающаяся в изначальном сужении смыслового поля, с фокусированием оного на самом придурошном значении извращаемого термина:
Я не верю в существование тайного общества, которое управляет миром.
Но я легко могу поверить в существование тайного общества (или нескольких тайных обществ), которые ПЫТАЮТСЯ управлять миром (категория А), или ВЕРЯТ, что они уже управляют им (категория Б).
В этом тексте предполагается, что конспирология (теория заговора) непременно постулирует управление мира тайным обществом или обществами. И наш автор пытается вдохнуть толику истины в этот концепт, заменяя логические модальности. Вместо "управляют" он подставляет "пытаются управлять" и даже "испытывают иллюзию управления". Неужели многие так думают? Видимо, многие, причем в их числе очень неглупые люди, например М. Соломатин (вот
здесь, см. также всю ветку дискуссии):
Что же касается конспирологии как таковой, то опыт учит нас и тому, что самые хитрые планы часто оборачиваются ничем, а самые глупые причины имеют решающее значение. Это и понятно: в противном случае пришлось бы предположить не просто наличие сверхразума, а наличие его у большинства заговорщиков. "Точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок".
Беда. Видимо, нужно уже звонить в колокола, объяснять, что идея тайного скрупулёзного всемирного управления и безошибочного глобального планирования это, разумеется, конспирология. Но это не вся конспирология, а только самая дурацкая её часть. Мы же не говорим, что демократия есть безошибочное прямое управление государства избирателями. Наоборот, обычно утверждается, что демократия это плохая форма правления, но прочие-де ещё хуже (насчёт этого г-н Дракон велел сказать "посмотрим"). Что-то подобное можно сказать и о тайной власти.
Конспирология (она же теория заговора) в самом общем своём виде предполагает лишь, что "официальная" (избранная или не избранная) власть имеет меньшее значение, чем некоторые не афиширующие себя (но не обязательно совершенно неизвестные) организованные силы. В этой теории (в общем случае) нет ни слова об успешности планирования и тотальности управления. Напротив, многие конспирологи нарочно коллекционируют ошибки "мирового планирования" (подстроили окаянные октябрьскую революцию, но Иосиф Виссарионович супостатов перехитрил etc).
Конспирология делает главный упор не на успешность тайной власти, а на декоративность и тщетность власти явной. Никакие ссылки на невозможность или затруднённость глобального управления не может быть доводом против этой системы взглядов. Структура тайной власти, её консолидированность или разобщённость, её управленческие способности есть очень важный, но совершенно отдельный вопрос.