Dec 25, 2011 11:14
Вообще-то я не люблю злободневщины. Но стали уже поговаривать, что я отмалчиваюсь. Итак.
В некотором селе решили устроить новогодний праздник. Напекли пирогов, наварили компоту, пригласили настоящего актёра чтобы он изображал ненастоящего Деда Мороза - и созвали всех детей. Дети были трёх возрастных категорий. Самые маленькие верили в Деда Мороза. Самые большие - подростки, почти юноши - давно уже не верили, но радовались не меньше малышей, потому что за фасадом праздника чувствовали заботу взрослых о себе. И были дети этакого переломного возраста, которые лишь недавно поняли, что Дед Мороз представляет собой обман, организованный практически без злого умысла, но слегка обидный.
И вот эти дети "среднего" возраста принялись кричать на весь сельский клуб о том, что Дед Мороз ненастоящий. Стали дергать Деда за бороду - и, о ужас, борода действительно оказалась на резиновых тесемочках, при дерганьи был ясно виден зазор между ней и подбородком актера. Некоторые подростки отводили бунтарей в сторонку и пытались убедить не портить мероприятие. Безуспешно. Обстановка накалялась все сильнее. Малыши один за другим начали плакать.
В конце концов Дед Мороз обиделся и ушел. И борцы за правду обнаружили, что вместе с ненастоящим Дедом исчезли и совершенно настоящие подарки, которые просто не успели подарить. Сказка рассеялась и унесла с собой немалую часть яви.
Я в той или иной форме рассказывал эту притчу несколько раз, и далеко не всем слушателям она пришлась по душе. Уверен, не понравится и вам. Так что я сразу уж расскажу вторую притчу: эта будет еще хуже.
Один средневековый феодал управлял из своего замка дюжиной деревень. Все деревни были устроены одинаково: в центре была маленькая площадь с церковью и домом старосты, вокруг стояли дома зажиточных крестьян, подальше - крестьян победнее, и где-то совсем на отшибе находился домик Ведьмы (своя ведьма бывает в каждой деревне).
И вот однажды феодал умер и передал феод своему сыну, который оказался чернокнижником. В замке стали совершаться черные мессы, в церквях появились странные священники и странные изображения. Одного за другим вызывал к себе новый господин деревенских старост и требовал от них каждое полнолуние совершения отвратительного ритуала, включающего жертвоприношение жабы и чтения задом наперед священных книг.
В конце концов дошла очередь до последней деревни. Крестьяне боялись ослушаться строгого барина и согласились отправлять богомерзкий ритуал. Но староста видел, какое неприятное действие произвело мрачное таинство на жителей соседних деревень, приступивших к жертвоприношениям месяцами раньше. Какими пустыми стали их лица, какими эти люди сделались инфантильными и неразборчивыми к добру и злу. И староста решил изменить в чинопоследовании ритуала кое-какие детали. Это отсрочило деградацию деревни на целых шесть месяцев.
Однажды к дому старосты подошла толпа рассерженных крестьян. Их вела ведьма. Крестьяне судили старосту за обман: оказывается, вместо жабы он клал на жертвенный камень куклу. А всем говорил, что кладет жабу. Этим он обманул доверие и графа, и собственных соседей, перед которыми ему, по-видимому, совершенно не стыдно.
Ни разу за свою жизнь не солгавшая ведьма бросила в голову старосты первый камень.