По просьбе
in_si аписал статью "Родина капитализма - колониализм!". В ней я довольно конспективно излагаю свои мысли, поэтому все объяснения и уточнения в комментах.
Итак:
Родина капитализма - колониализм!
В этих заметках я выскажу свой взгляд на происхождение капитализма, как общественного строя.
Принимая во внимание большой вклад Карла Маркса и его последователей в дело разработки вопроса о происходении капитализма, все же, с позиций сегодняшнего дня, стало более ясно и очевидно, что он со своими сторонниками не рассматривал происхождение и формирования капитализма в нужной полноте.
Почему это оказалось именно так, и почему крайне дотошный и вдумчивый Маркс просмотрел эти вопросы - это требует отдельного исследования. Скорее всего, потому, что в его время просто не было достаточного количества опубликованной и доступной для него информации, и в силу этого отец-основатель счел это направление исследований не важным и второстепенным.
Маркс и Энгельс рассматривали происхождение капитализма из недр предшествующего ему феодального общества, в связи с чем сформулировали свою знаменитую теорию общественных формаций, которую вот уже много десятилетий критиковали и ниспровергали, да так и не сумели ниспровергнуть. Ее сила состоит в том, что она в целом верно описывает процесс долгосрочного общественного развития. Но, вместе с тем, в ней есть также и слабые, недостаточно обоснованные места, которые возбуждают критику этой концепции.
На мой взгляд, главное слабое звено этой концепции заключается в том, что недостаточно четко исследован и расписан механизм перехода от одной общественной формации к другой. В схеме упущен фактор, который взрывал старое общество, и приводил к формированию нового общества на обломках старого. Маркс и Энгельс с последователями считали, что для этого достаточно простого накопления капитала, чтобы он начал раздвигать и разламывать сословные перегородки феодального общества, ломать общественные ценности, утверждать новые и превращать феодальное общество в общество капиталистическое.
Однако, за многие века феодализма в Европе, в отдельных руках и сословиях накапливался приличный капитал, вполне сопоставимый с сокровищницами королей и князей. Образовались многочисленные, богатые и влиятельные гильдии купцов, торговцев, ремесленников. Существовала развитая торговля, банковское дело, развитый кредит, то есть все элементы капиталистического хозяйства, однако в средневековой Европе капитализма не возникало. Развитие разбогатевшего общества шло в русле чисто феодального развития: откупания свобод и привилегий, получение хартий, создания замкнутых гильдий и цехов, с предельно строгой регламентацией отношений.
Капитал накапливался, однако возникновения капитализма не происходило в течение очень долгого времени. Фуггер накопил капиталов столько, что регулярно ссужал германских императоров, королей и князей, но как был, так и остался средневековым банкиром.
В противовес марксистской была выдвинута другая версия о том, что причиной возникновения капитализма послужила Реформация и распространение в Европе протестантизма. Я очерчиваю идеи и взгляды очень конспективно, поскольку полагаю, что они хорошо знакомы моим читателям. Главным в идее Макса Вебера было то, что опять-таки сбережение, обусловленное особой этикой протестантов, привело к накоплению капитала и установлению капиталистического общества.
У концепции Макса Вебера есть большой недостаток. Она никак не объясняет, почему вдруг у такого чистого и правильного пуританского общества с культом труда и самоограничения, вдруг взялась такая сильнейшая жажда стяжательства (смертный грех в христианстве!), да еще не ограниченная ничем и никем. Кроме того, в числе известных капиталистов были не только протестанты даже и в довольно ранние времена.
Но, как мне кажется, обе версии признают одно - накопление капитала привело к созданию капиталистического общества. Однако в вопросе об источниках этого накопления, обе версии затрудняются.
И тут мы подошли к тому, что составляет новое в вопросе о происхождении капитализма. По моему мнению, источником создания капитализма действительно послужило накопление, причем накопление огромное, колоссальных размеров, само по себе размывавшее все устои и правила, и главным источником накопления была эксплуатация и ограбление колоний.
Кратко: европейцы столько награбили в колониях, что их общественный строй рухнул. Безродный идальго с галионом золота мог в одночасье стать грандом. Все остальные, наблюдающие взлет бывшего безродного идальго в гранды, тоже устремились по его пути. Вот это и есть переход от феодализма к капитализму. Все правила и нормы, этические ценности были отброшены ради быстрейшего обогащения, что и привело к созданию приницпиально нового общества, основанного на новых правилах.
Возразят мне: почему капитализм не появился в Испании и Португалии? Отвечу. Они стали жертвами своего грабежа колоний. Гигантский приток золота и серебра в Испанию и Португалию из Нового света по своим последствиям для экономики страны стал тем же, что и бесконтрольный выпуск денежных знаков в современной экономике. На Пирейском полуострове в XVI веке разразилась гиперинфляция денег. Покупательная способность испанской монеты в Испании резко сократилась. Как и во всякой экономике, в которой началась гиперинфляция, произошла дезорганизация всего хозяйства в целом.
Уникальность ситуации состояла в том, что сама по себе золотая монета во всей остальной Европе нисколько не потеряла в своей покупательной способности. Это золото стало уходить на европейский рынок, который сделался поставщиком для Испании и Португалии всех необходимых товаров. Если для пиренейских стран приток золота разрушил экономику и вверг страну в бедность и отсталость, после того как приток золота прекратился, то в остальных европейских странах приток золота способствовал оживлению экономики и накопления.
Почему капитализм укрепился именно в странах Северо-западной части Европы? Потому что время золотого потока, обрушившегося на Испанию, совпало со временем, когда Оттоманская Турция перекрыла для европейских торговцев доступ к арабскому рынку, а также временем, когда португальцы захватили налаженную торговлю специями в Юго-Восточной Азии. В силу этого, торговый обмен с Левантом резко сократился, и золото пошло на северные торговые пути: в Англию, Голландию, Францию. Совокупность этих факторов произвела эту загадочную эволюцию торговых отношений в Европе, которую не смог объяснить даже превосходно эрудированный Фернан Бродель. Испанское золото пошло в другом направлении и система торговых отношений, маршруты передвижения товаров изменились.
Именно на приморских рынках Лондона и Амстердама португальские и испанские купцы сбывали награбленные ценности и специи, а взамен приобретали необходимые товары: зерно, сукно и другие ткани, ремесленные изделия. Постоянный высокий спрос и постоянный приток золотой монеты вели к росту экономики этих приморских стран.
И здесь шел тот же процесс, что и в Испании. Теперь любой авантюрист мог сказочно обогатиться на сделках с колониальными товарами и за деньги купить себе положение в обществе. Шел тот же самый процесс отказа от традиционных ценностей и этических норм, перестройка общества. Только если этот процесс в Испании был быстрым и разрушительным, и привел, в конечном итоге, к реакции, то в Англии и Голландии изменения, в точности по Марксу, накапливались постепенно, и вели к глубокой и устойчивой перестройке общества на новый лад.
В известной степени сыграла свою роль и протестантская этика, которая позволяла этим странам сокращать внутреннее потребление товаров и продуктов, выбрасывать их на внешний рынок, и, тем самым, получать большие прибыли, что ускоряло накопление капиталов, вместе с дальнейшей перестройкой общества. Пример - ранние огораживания в Англии. Потом от протестансткой этики почти ничего не осталось.
Однако, так же как и в Испании, только много медленнее, шло разложение экономической структуры феодального общества. Оно шло не только по пути, который описал Энгельс, когда натуральное производство сменяется товарным. Изменения шли еще и в том направлении, что ряд отраслей хозяйства, чья продукция не шла на внешний рынок, постепенно сокращались. А вот те, который работали на обеспечение внешнего рынка, наоборот, росли и развивались.
Когда у англичан появились собственные колонии в Новом Свете, то процесс изменения структуры хозяйства пошел более быстрыми темпами. Например, сельскохозяйственное производство - выращивания хлеба, переносилось в Новый Свет, где дополнялось выращиванием сахарного тростника и хлопка. Собранный урожай направлялся в Англию на переработку, где он превращался в товары для внутреннего потребления или для внешней торговли.
Для того, чтобы начать хозяйство в Англии, нужно было вложить большие средства в покупку земли. А в колониях, на островах и на континенте, земля поначалу практически ничего не стоила, в смысле, не имела рыночной цены. Поэтому, хозяйство в Новом Свете давало огромные прибыли, совершенно недостижимые в Англии. Кроме того, в метрополии значительная часть продукции шла на прокормление арендаторов земли, как того требовало традиционное общественное устройство: лично свободный крестьянин арендовал землю у лендлорда. В силу этого обстоятельства, существовал верхний потолок прибыли, который нельзя было перепрыгнуть.
Строительство капитализма шло с двух сторон. С одной стороны, английские лендлорды всеми силами истребляли свободных крестьян, сгоняя их с земли. Шло знаменитое огораживание, когда владелец земли устранял преграду своим накоплениям в виде традиционных арендаторов земли.
С другой стороны, высвободившееся население очень пригодилось для организации колониального хозяйства. В XVII веке разоренные крестьяне, слонявшиеся по стране, массово отправлялись в Новый Свет в качестве рабов. В 1683 году белые рабы составляли 1/6 часть населения Виргинии и 2/3 населения в Пенсильвании. Когда людские ресурсы Англии не позволили больше поддерживать массовый завоз белых рабов (а это произошло весьма быстро), был найден источник рабов в Африке, и началась эпоха черного рабовладения.
Собственно, начало XVII века можно признать началом капиталистического общества в Англии и Голландии. Вот в это время произошло крушение всех традиционных устоев и ценностей феодального общества. Бывшие лендлорды превратились во владельцев земель без крестьян, с товарным хозяйством. Бывшие свободные крестьяне-арендаторы превратились в бродяг, а затем и в большом числе в рабов на плантациях. В Англии появилась открытая торговля людьми, продолжавшаяся до 1833 года. Традиционная средневековая общественная мораль, основанная на христианстве, сменилась на достаточно странную смесь христианства в протестантской версии с неприкрыто бесчеловечным отношением к другому человеку. Появилось ханжество, то есть отношение к человеку, как к объекту эксплуатации и наживы, замаскированное в оболочку христианских наставлений.
Теперь о производстве и промышленной революции. Давно доказано, что промышленная революция произошла как следствие установления колониальной торговли. Недаром в Англии основные промышленные районы XVIII века сосредоточены вблизи портовых городов Атлантики: Лондона, Бристоля, Ливерпуля, Саутгемптона, Глазго. Особенно был развит район Манчестера-Ливерпуля, из-за сочетания удобного океанского порта, лежащего на маршруте из Нового Света, с густонаселенными районами Англии и большими запасами каменного угля.
Сырой продукт, выращиваемый в Новом Свете, перевозился в Англию, где поступал на переработку. Хлопок превращали в ткани, сахарный тростник и патоку - в сахар-рафинад и бренди. Эти товары продавались на внутреннем рынке, или же, по большей части, шли на европейский рынок. Англичане в то время монополизировали европейскую торговлю сукном и хлопчатобумажной тканью, сахаром и спиртными напитками.
В самой Англии делались товары, находившие сбыт в колонии и в Африке. Это были железные изделия: ружья, мачете для тростника, ножи, кандалы и цепи. Это были ткани: яркие и пестрые ткани для Африки. Это были стеклянные изделия: бусы, браслеты, бутылки. Делалась медная и оловянная посуда на экспорт.
То, что промышленная революция началась именно в текстильной промышленности, не является случайностью. Ткань была самым ходовым товаром, как в Европе, так и в Африке. Шерсть перерабатывалось в английское сукно, которое шло на европейский рынок, а также рынок Нового Света. Хлопок перерабатывался в хлопчатобумажную ткань для парусов и одежды для рабов. Это был огромный рынок, ибо за сто лет, с 1680 по 1786 год в Новый Свет было перевезено только англичанами более 2 млн. рабов. Делались в массовом порядке пестрые и яркие хлопчатобумажные ткани для торговли с Африкой. Там на эти ткани (и не только на них) выменивали рабов. Одним словом, для колониального хозяйства образца XVIII века, текстильное производство было основным.
Объем производства в нем превысил все возможности ручного труда, и постепенно, к концу столетия, в текстильной промышленности появились прядильные машины.
Вот именно это обстоятельство было упущено при изучении происхождения капитализма. Общество, где вся общественная деятельность ориентирована только на получение прибыли, никак не могло возникнуть автоматически на основе традиционного феодального общества, и, тем более, протестантской этики. Капитализм - это продукт разложения феодального общества, вызванного притоком денег из колоний, которые обусловили появление новых социальных отношений, в обход существовавших тогда традиционных. Возможность улучшить социальное положение без исполнения традиционных правил, и привела к формированию особых, капиталистических, ценностей с упором на прибыль и эксплуатацию человека человеком.