Свободный выбор часто интуитивно понимают как такой, который делается при отсутствии принуждения (это, в частности, отражено в ироническом оксюмороне "добровольно-принудительно"). Это определение плохо тем, что оно негативное (т.е. определяется через отсутствие чего-то, а не через наличие). Что ещё более важно, оно задаёт необходимое условие, но не достаточное.
Достаточное условие в позитивной формулировке на мой взгляд определяется следующими тремя параметрами:
- информированность
- осознанность
- ресурсность
Другими словами, выбор является свободным в том случае, если личность обладает полной информацией о возможных вариантах выбора, способна её критически осмысливать и имеет достаточно ресурсов для осуществления любого из вариантов.
Отсюда хорошо видно, почему приведенное в начале определение не является достаточным:
- если информация о некоторых вариантах у личности отсутствует, то это в принципе исключает такие варианты из рассмотрения (ограничивает возможности выбора); к тому же, неполная и искажённая информация может менять предпочтения вариантов при выборе - поэтому избирательная подача информации позволяет манипулировать процессом выбора, сохраняя для самой личности иллюзию его свободы;
- при недостаточно развитой осознанности личность, некритично воспринимая ту или иную информацию, легко попадает под влияние чужих идей, и тем самым становится несвободной в своём выборе без всякого принуждения;
- недостаток ресурсов (в широком смысле - материальных, психических, социальных...) ограничивает возможности выбора только теми вариантами, на которые ресурсов хватает, нередко вынуждая выбирать нежелательный на самом деле вариант по принципу "меньшего из зол" - снова-таки без явного принуждения.
В завершение остаётся только добавить, что максимально полной информацией владеет разве что гугл, свою способность критически мыслить люди обычно склонны переоценивать, а ресурсов, перефразируя известную поговорку, никогда много не бывает. Так что полная свобода - это миф, и на деле можно говорить разве что о больших или меньших степенях свободы. Тем более что, к слову, наука и вовсе ставит под сомнение
существование свободы воли как таковой.