Тайна прогресса

May 21, 2011 00:57


Самый короткий ответ на вопрос о секрете успеха Запада - гражданские свободы, либерализм. Запад расцветал и падал вслед за ними. Так было и в античном мире, и в Возрождение, и в Голландии и в Англии. Творческий человек должен иметь легитимное пространство свободной выдумки, и быть хорошо защищен: от зависти соседей, от бандитов, от анархии толпы, ( Read more... )

прогресс, цивилизации, свобода

Leave a comment

Comments 8

(The comment has been removed)

Re: В азиатских же цивилизациях этого семени не было вов scholast May 21 2011, 14:50:41 UTC
Дорогой licen, спасибо за комментарий. Я совершенно согласен с Вашими словами, они указывают на важнейшие факторы свободы. Убежден, что семя свободы врождено человеку, и в этом смысле Вы, конечно же, правы, что оно было и в Азии. В конечном счете, именно благодаря ему в Азии возникали великие цивилизации. Но я хотел обратить внимание, что семени свободы не видно в азиатских религиях, которые либо ставят человека только рабом Бога, закона, социума, либо ставят задачу ухода от мира. Христианство - единственная мировая религия, возвещающая и божественность человека, и великое значение мироздания ("и вот, хорошо весьма").

Reply

(The comment has been removed)

Re: В азиатских же цивилизациях этого семени не было вов scholast May 21 2011, 17:15:58 UTC
Думаю, что Вы правы, говоря о "большем изначальном свободолюбии европейцев", но не согласен с Вашей оценкой христианства как только реакционной и косной силы. Во-первых, косность и реакционность присуща любому социальному институту, и церковь здесь не исключение. Даже в блаженные времена классической античности казнь или изгнание за философские убеждения не было большой редкостью: казнь Сократа, изгнание Анаксагора свободолюбивыми афинянами - отнюдь не единственные случаи этого рода. Во-вторых, исторические факты однозначно говорят о том, какой именно институт был опорой средневековой мысли и просвещения - таковым была именно Церковь. Школы были созданы церковью. Университеты были созданы Церковью, студенты обладали правами и привилегиями священства. Многие великие умы средневековья были монахами (Эриугена, Скот), священниками (Коперник), епископами или даже архиепископами (Альберт Великий, Николай Кузанский). Главным спонсором искусства Возрождения была именно Церковь. С третьей стороны, еще раз напомню о картине мира. Вдохновляющее ( ... )

Reply


iz_chicago May 21 2011, 21:12:18 UTC
Может быть следует учесть тот факт, что Западная Римская Империя был разрушена варварами "до основания." "А затем" уже было вертикаль выстроить очень трудно. Вот и получилось, что в Европе личной инициативе было куда посвободнее. Византия же цвела себе, цвела... и так до полного распада.

Reply

scholast May 21 2011, 21:54:24 UTC
Думаю, Ваше соображение идет к делу, сэр. Уникальность средневекового Запада состояла в том, что он был един духовно и культурно, и совершенно разрознен этнически. Это обстоятельство давало Папе общеевропейскую духовную власть (и ее следствия - легитимизация браков и престолонаследий, а также таких начинаний как университеты). Для императоров же и королей этническая пестрота Европы ставила огромную преграду к тотальному завоеванию всей Европы. Противоречия королей, императоров, баронов, пап и горожан оказались достаточно велики, чтобы никто не смог их всех загрести под одну руку, и разрешать по-азиатски. Всем было очевидно, что надо двигаться путем разумных договоров. Хотя и войн тоже, конечно, хватало. Но дело отнюдь не сводилось к войнам, и не могло быть к ним сведено - вот что важно. Любопытно, что пика тоталитарности Европа достигла в 1930-х, когда отмеченная власть пап была весьма низка по сравнению с прошлым, а культурное единство Европы затмевалось национализмами. Надо однако сказать, что соображению о значении папства ( ... )

Reply


iz_chicago May 21 2011, 22:06:32 UTC
Ну да. Народ как-то попривык жить не в огромной империи. И феодальная раздробленность отсюда же. каждый барон - сам себе господин. Сколько тем же французским королям веков понадобилось, чтобы все сгрести себе под властную руку. И только Людовик 14 это завершил, только заявил: "Государство - это я!" так и ста лет не прошло, и нате вам: Генеральные Штаты, зал для игры в мяч... А в Италии и Германии, так вообще до второй половины 19-го(!!!) века вот так, каждый себе особнячком, жили.

Reply

scholast May 22 2011, 06:38:53 UTC
Да, движение к единовластию дорого обошлось Бурбонам - неограниченная власть и имперские амбиции привели к огромным расходам, а налоги собирать - злить все сословия. Франция не позволила сделать из себя азиатскую империю, и королевскими головами было за все заплачено.

Что же касается Италии и Германии 19 века, то ослабление власти церкви и аристократии привело к объединениям под знаменами патриотизма. Народ и вожди, которым уже ни папа ни аристократы не мешали слиться в объятиях, слились, породив патриотизм и фашизм. Первая мировая война и явилась следствием выросших везде патриотизмов. Народы Европы, освобожденные от власти церкви и аристократов, бодро неслись к фашистским тираниям. Буржуазия Европы оказалась бессильной отстоять свободы от требований народного единства- везде, кроме Англии. После завершения триумфа воли, обделавшуюся и деморализованную Европу поставили учить зады демократии под присмотром строгой училки. Надо надеяться, урок пошел впрок.

Reply

iz_chicago May 23 2011, 04:08:29 UTC
Ну, как водится, королевских голов слетело две-три (как считать), а вот простого народу с нашим братом, интеллигентом, покрошили изрядно.
Да, верно сказано; Италия с германией догоняли старые нации. "новые импрериалистические хищники" - говорил про них Ленин. И на волне патриотизма въехали они в фашизм/нацизм. А совсем юные государства? все эти Румынии, Сербии, Чехословакии, Венгрии? Ведь не все из них ударились в боевой национализм... Не успели?

Reply

scholast May 23 2011, 06:12:25 UTC
Да, наш брат интеллигент крепко покрошил во французскую революцию нашего брата интеллигента. Ну и не только его. А дальше, как известно, весь 19 век во Франции стремление к свободе боролось со стремлением к великой империи и народному единству. В итоге свобода почему-то победила.

Ну, юные или не очень, но все перечисленные страны (Сербия-> Югославия), a также Болгария и Польша в период между мировыми войнами успешно переходили к националистическим диктатурам - за исключением Чехословакии. Чехословакия оказалась единственным исключением. Сыграло роль отсутствие выразительно доминирующей нации, национализм в Чехословакии был попросту невозможен.

Reply


Leave a comment

Up