О мальчиках, девочках и теореме Байеса

Jun 16, 2015 18:31


Использование векторной алгебры позволяет многие задачи синтетической ( Read more... )

teaching, mathematics, knop, problems

Leave a comment

Comments 45

cheeha June 16 2015, 22:49:00 UTC
Мне очень нравится задачка о призе: имеются три двери (или дверцы), за одной из них спрятан приз. Вы указываете на одну из них, ведущий, который знает, где находится приз, открывает другую дверь, за которой нет приза. Вам даётся шанс изменить своё решение. Мистер Х не меняет своего решения, но легкомысленная мисс Y тут же передумала и указала на другую закрытую дверь. У кого больше шансов получить приз?

Reply

scholar_vit June 16 2015, 22:54:35 UTC
Кстати, и в этой задаче байесовское решение дает ответ проще, чем классическое.

И, кстати, байесовское решение указывает на одно неявное допущение "обычного" решения, которое обычно не проговаривается - а оно важно!

Reply

cheeha June 17 2015, 00:18:05 UTC
Она очень хорошо демонстрирует, как владение косвенной информацией повышает шансы на приз. :)

Reply

scholar_vit June 17 2015, 00:21:13 UTC
Не только.

Подсказка: как именно ведущий выбирает дверь, если он знает, что обе пустые? Как изменится задача, если его алгоритм - не подбрасывание монетки?

Reply


ksega June 16 2015, 23:09:23 UTC
Мне кажется, в этой задачке нужна не теорема Байеса, а тот факт, что P(A|B) =P(AB) / P(B) (это конечно почти и есть теорема Байеса, но не совсем...) (во всяком случае, я так решал)

Reply

misha_b June 16 2015, 23:19:04 UTC
Конечно, нужна именно условная вероятность. Вещь весьма полезная, но "неклассическим" назвать такое решение трудно.

Reply


ext_844953 June 16 2015, 23:28:11 UTC
Один из них родился в среду, а другой может в среду, а может и нет, или _только_ один из них родился в среду, а другой- обязательно в другой день недели?

Reply

scholar_vit June 16 2015, 23:30:51 UTC
По крайней мере один родился в среду. Возможно, и оба.

Reply


nighteagleowl June 16 2015, 23:57:32 UTC
Возможно я плохо к ночи соображаю, но разве вероятность что в семье двое мальчиков (общее число детей тоже двое) хоть как-то зависит от даты-места-дня недели рождения первого ребёнка?!

Например, если в задаче про Грина заменить "родившейся в среду" на "родившейся под звуки флейты", то неужели нужно строить-перебирать всем возможные варианты музыкальных инструментов?!

Reply

ext_844953 June 17 2015, 00:05:43 UTC
только набрал свой длинный ответ, как ту же мысль написали

Reply

scholar_vit June 17 2015, 00:06:01 UTC
Вот именно из-за таких вопросов я предпочитаю байесовский подход, где вероятность - это мера нашего незнания, как неустранимого (в какую из двух ловушек попадется электрон?), так и устранимого (в какую из двух ловушек попался электрон?). Тогда ответить на этот вопрос очень просто: новое знание может изменить наше представление о действительности.

Reply

nighteagleowl June 17 2015, 00:12:25 UTC
Однако полагаю эта два разных подхода. В одном случае ("ответить на этот вопрос очень просто: новое знание может изменить наше представление о действительности") это простое "надо трясти, нечего думать". Т.е. мы просто 'тупо'^ считаем что получится в итоге. В другом же случае, мы не считаем пока не сообразим что считать действительно нужно.
Второй путь может быть и не проще, но он... благороднее что-ли.

---
^ условность, расчёт может быть сложнейшим.

Reply


ext_844953 June 17 2015, 00:04:52 UTC
И вот непонятно, в чем же смысл этой дополнительной информации о среде?

В задачке Монти-Холла про три двери и приз я представляю себе, что игрок указав в первый раз на закрытую дверь затем отвернулся и не смотрит на ведущего показывая пальцем на всю ту же дверь, что он там открывает еще ведущий не имеет значения... очевидно, что вероятность 1/3 не меняется.

А что в данной задаче? Если человек услышал начало фразы про "один из них - мальчик", а про среду прослушал. То выходит, что несмотря на то, что мальчик в любом случае родился в КАКОЙ ТО день недели (это очевидно) эта бесполезная и банальная информация все таки важна и человек даст неправильный ответ.

Далее, можно добавить, что мальчик родился зимой, в J роддоме из M возможных, последняя цифра в номере свидетельства о рождении = 8. Как эти данные меняют вероятность того, что второй - тоже мальчик, который мог родиться в любое время года, в любом роддоме и иметь любую последнюю цифру в свидетельстве о рождении?

Reply

efimpp June 17 2015, 18:43:39 UTC
>И вот непонятно, в чем же смысл этой дополнительной информации о среде?
в снижении вероятности того, что оба мальчика подходят под это условие

Reply


Leave a comment

Up