Евреи в США

Sep 07, 2005 14:50


Давным-давно я болтал в Беркли с П. П. - живой классик, и как и положено классику - человек довольно-таки немолодой. Я поделился наблюдениями о посещаемости университетской синагоги после того, как президентом моего университета стал еврей. "Еврей - президент", - задумчиво сказал П. - "А я помню, как в шестидесятые годы в университетах была процентная норма. Да, изменились времена..." "Как процентная норма? - изумился я. - В Соединённых Штатах Америки? Против евреев? Да разве такое возможно?" "А вы когда приехали, молодой человек? -- спросил П. -- В 1992 году? Ну так вам ещё предстоит многое узнать об этой стране".

С тех пор я действительно многое узнал. Во времена сегрегации и официального расизма главными недочеловеками были, конечно, чёрные. Но не надо думать, что всякие мексиканцы, китайцы и евреи считались вполне белыми. Всё было гораздо сложнее. В своё время даже белые с нашей точки зрения католики (особенно ирландцы) рассматривались как не вполне полноценные в расовом смысле. Первый закон, ограничивавший иммиграцию в США, ограничивал её по расовому признаку. Он был направлен против китайцев. Но и евреям нашлось место: помните историю с еврейским пароходом, завёрнутым обратно к немецким концлагерям? Это что касается иммиграции; но и внутри страны, уже попавшему сюда (или родившемуся здесь) еврею было отнюдь не легко. Вспомните уже упоминавшуюся процентную норму. Отцы сионизма, думавшие о месте, где еврей может быть свободно евреем, отнюдь не случайно не стали рассматривать вопрос о переселении в один из штатов Америки (как либертарианцы, переселяющиеся в Нью-Гэмпшир).

Поэтому вполне понятно (хотя по нынешним временам и кажется невероятным), что главным союзником чёрного движения за гражданские права стали евреи. Это хорошо видно по реакционной литературе того времени, которая по части антисемитизма могла бы понравиться какому-нибудь нынешнему Крылову. Идея там была такая: "Вот мы жили, не тужили, негры знали своё место - и тут понаехали еврейские агитаторы из Нью-Йорка и взбаламутили нам негров". Очень многие пункты либеральной повестки дня, если приглядеться, связаны с евреями. Возьмём такой наболевший для сегодняшней Америки вопрос, как молитва в школе. Консерваторы любят рассказывать, как злые либеральные судьи-назначенцы "выгнали Бога из школы". Но давайте вглядимся в рассуждения судов по этому поводу. Судебные решения говорят, что если вся школа молится Иисусу, а один ребёнок не может ему молиться, то он почувствует себя отверженным, а свою семью - ущербной. А теперь подумайте, любезные читатели, над этой картинкой. Что это за мальчик или девочка, которые не могут вместе со всеми молиться Иисусу? Мусульман тогда в стране почти не было, индуистов с буддистами тоже, на атеистов всем было наплевать - кто же у нас остаётся, кроме мальчика Мойши и девочки Розочки?

С тех пор прошло много лет, и многое изменилось. Консерваторы говорят об "иудео-христианских ценностях". Фундаменталисты оказались друзьями Израиля. Сенатор Либерман на президентских выборах пытался заручиться голосами религиозных христиан и для этого (!) рассказывал им, какой он весь из себя ортодоксальный еврей. В общем, сплошной мир и жвачка между христианскими консерваторами и евреями.

Идиллическая картина нарушается только незначительными облачками. Вроде бурного одобрения христианскими фундаменталистами "Страстей Христовых" Мела Гибсона. Или вроде того еврея-кадета в академии ВВС, которому не понравилось, что он теперь с точки зрения евангеликов-преподавателей "Воин Христа", и которому потом популярно объяснили, что Холокост был послан евреям в качестве наказания за распятие Иисуса. Или вроде той оторопи, которая берёт, когда понимаешь, почему фундаменталисты поддерживают Израиль. Это всё, конечно, мелочи, но мы, евреи - прирождённые скептики, да и память у нас хорошая. Так что большинство евреев-американцев не рвётся в "большую палатку" республиканской партии. Несмотря на массовую пропаганду, подавляющее большинство евреев голосовало против "лучшего друга американских и израильских евреев" Буша-мл. и в 2000, и 2004 году.

Но это относится больше к евреям-американцам, людям, знающим историю страны не понаслышке. Среди русскоязычной еврейской общины в США настроения бывают и совсем другие. Нигде я не видел таких отмороженных правых, как среди русских евреев - эмигрантов первого поколения. Это проявляется и в бытовом расизме (послушайте-ка, что в русском Бруклине говорят про чёрных - у меня после получасового разговора с тамошними обитателями начинают гореть щёки от стыда за компатриотов). Это проявляется и в разговорах "более приличных" русских евреев, особенно в ЖЖ. Готовность этих людей, задрав штаны, бежать за слоником, просто поражает. С пеной у рта они отстаивают разные милые пункты повестки дня консерваторов вроде школьной молитвы (кому будут молиться их дети? Иисусу?), запрещения однополых браков (это при том, что реформистские ребе уже много десятилетий без особого шума устраивают неофициальные церемонии для геев и лесбиянок), запрещения абортов (это при том, что с точки зрения галахи соображения здоровья матери - как физиологического, так и психологического - самые главные).

Но больше всего психология этой части русских евреев в США видна в вопросе о пытках. Тут недавно в ЖЖ прошли несколько дискуссий о пытках подозреваемых в терроризме. Меня поражала готовность моих компатриотов "попытать этих немного для общей безопасности". А потом я понял, где собака порылась: они ведь полагали, что сами-то они в число тех, кого "попытают немного", не попадут. Пытают ведь всяких мусульман, верно? А они иудео-христиане. Почётные белые, так сказать.

Я, возможно, ещё напишу о русских республиканцах - тема эта очень интересная и благодатная. Но сейчас я хочу сказать о другом. Об этом энтузиазме правых русскоязычных евреев в США. Когда я его вижу и вспоминаю те мелочи, о которых сказано выше, мне приходит в голову знаменитая фраза Галича о евреях и ливреях. Что-то мне кажется, что рано они шьют свои ливреи. Или, как говорил ребе Давид в той синагоге, с которой мы начали этот разговор: "Вы думаете, что вы такие успешные, что уже схватили судьбу за хвост? И всё, можно уже забыть то, что понимали ваши отцы и деды? Считать себя белым американцем и вести себя соответствующе? Ну-ну, думайте дальше".

americana

Previous post Next post
Up