Есть такой анекдот. После многих лет работы инженерам удалось создать
умную бомбу. Но её испытания провалились: бомба отказалась покинуть
самолет.
Я вспомнил о нем, читая
статью
Веса Дэвиса в New York Times. Статья рассказывает о крайне
любопытном эксперименте, поставленном в компании AT&T.
Но сначала надо сказать несколько слов о самой компании. До судебного
решения 1982 года, которое разделило AT&T/Bell, компания была
монополистом на телефонном рынке США. Она могла себе позволить
тратить большие деньги на науку - и была вынуждена их
тратить, чтобы поддерживать положительно отношение к себе американской
публики и правительства. Сотрудники знаменитых Bell Labs получили
семь Нобелевских премий (для сравнения - советские физики получили
десять), там были разработаны транзистор, лазер, Юникс, язык C,
заложены основы теории информации, кодирования, радиоастрономии,
открыто реликтовое излучение и многое другое (см.
полный перечень в
Википедии). После раздела AT&T уже никогда не было таких
крупномасштабных инвестиций коммерческих компаний в науку - но нельзя
не признать, что стоимость междугородных телефонных переговоров сильно
упала.
Но вернемся к дням расцвета компании. В начале 50-х руководство
заметило, что много менеджеров среднего звена вышло из инженеров и
техников. По мнению компании, у них часто не хватало инициативы и
широты взгляда. Социолог Балтцелл так писал о позиции директоров
Bell: "Они полагают, что хорошо обученный человек знает, как отвечать
на вопросы, а образованный человек знает, какие вопросы задавать".
Чтобы исправить положение, компания решила дать менеджерам
гуманитарное образование. Возможно, сыграл роль опыт Британской
империи, где будущие военные и гражданские администраторы изучали в
школах и университетах греческий и латынь, читали Платона и Горация -
это считалось необходимым для их будущей деятельности (об этом,
кстати, написан прекрасный цикл Киплинга "Stalky & Co"). At&T
совместно с Университетом Пенсильвании организовала Bell Institute of
Humanistic Studies for Executives. Университетские профессора обучали
менеджеров на интенсивных десятимесячных курсах. Студенты читали
умные книги, ходили на концерты и в музеи. Так как деньги у компании
были, это обучение напоминало известный фильм
"Снова в школу", где
сочинение о Воннегуте писал сам Воннегут: на разбор книг приглашались
их авторы, со студентами встречались поэты и композиторы, историки и
критики. Курс был достаточно серьёзным: менеджеры прочли, в
частности, джойсовского "Улисса" (статья Дэвиса посвящена Дню Блума,
16 июня).
Результаты оказались достаточно интересны. Студенты стали читать
гораздо больше, чем до эксперимента. Они стали любознательнее и
увереннее, более интеллектуально независимыми. Психологи сочли
эксперимент успешным.
Но оказалось, что у обучения была и оборотная сторона. Выяснилось, что
поумневшие менеджеры стали больше ценить время, проведенное с семьей и
друзьями, и меньше - карьеру в компании. Они хотели жить, а не
приносить себя в жертву прибылям акционеров.
К 1960 году Institute of Humanistic Studies for Executives был закрыт.