Когда я думаю о российских либертарианцах, я представляю себе либо
прыщавого подростка, начитавшегося Ayn Rand, либо солидного дядю с
синекурой в каком-нибудь фонде. А как выглядят американские
либертарии? С одним из таких людей нас знакомит
недавняя
статья в Washington Post.
Майку Вандербоегу из Алабамы 57 лет. Он характеризует себя как
"христианского либертарианца". Известность он получил благодаря тому,
что организовал флешмоб в своем блоге: в отместку за принятие
демократами реформы здравоохранения участники флешмоба бьют окна в
офисах демократической партии США. Флешмоб был довольно успешен:
разбиты окна и стеклянные двери у демократов от Аризоны до Нью-Йорка.
Вандербоег уверен, что те, кто не купят страховки, будут арестованы и
казнены. Он обещает сопротивляться федеральному правительству вплоть
до гражданской войны.
Это не первый флешмоб: в 2006 году Майк пытался
разбивать окна конгрессменов, которые поддерживали иммиграционную
реформу. Он предлагал бросать в их окна кирпичи, а потом построить из
этих кирпичей стену между США и Мексикой.
Когда-то Вандербоег был членом Альянса молодых социалистов и
Прогрессивной рабочей партии и, по его словам, коммунистом по
убеждениям. Либертарианцем он стал, когда в середине 70-х прочел
книгу фон Хайека "Дорога к рабству" - она, как он утверждает,
перевернула его жизнь.
А теперь самое интересное - откуда у Вандербоега досуг организовывать
флешмобы? А вот откуда. Когда-то давно он работал менеджером на
складе. Но теперь живет на пособие по инвалидности: у него сердечная
недостаточность, диабет и высокое давление. Поэтому он не работает, а
получает от государства чек на $1300 в месяц. Медицинская страховка у
него через жену: она работает в компании, продающей погрузочные машины.
Итак, этот живущий на государственное пособие человек категорически
против пособий. Казалось бы, именно ему реформа здравоохранения очень
нужна: при ныншеней системе, если его жена потеряет работу, то вся
семья лишится страховки, после чего их ждет неминуемое разорение -
лечение диабета, высокого давления и сердечной недостаточности стоит
достаточно дорого. Но он готов с оружием в руках сражаться против
столь необходимой ему реформы.
Почему так получается? Марксист скажет: "Ну, это типичный
люмпен-пролетарий, не понимающий собственных интересов". Фрейдист
скажет: "У этого человека супер-эго говорит, что жить на пособие
стыдно. В качестве защиты он проецирует недовольство собой вовне: он
ненавидит других, чтобы не думать о собственном положении".
Когнитивный психолог скажет: "Так как этому человеку нечего делать, он
с утра до ночи смотрит Фокс Ньюс, и от этого он неправильно
воспринимает действительность". А я задумаюсь о том, как разнообразны
люди.