Сын прислал любопытную ссылку. Аспирант Калтеха Virgil Griffith решил
проверить, как коррелируют умственные способности человека и книги,
которые он читает. Разумеется, измерить умственные способности очень
сложно - да и как определить, что это такое? Автор использовал в
качестве показателя оценки на SAT - это единый вступительный экзамен в
американские вузы. Методика была следующей: по Facebook отбирались
самые популярные книги в том или ином колледже. Затем для каждого
колледжа из открытых данных брались средние оценки по SAT поступивших.
Потом строились корреляции.
Разумеется, к этой методике масса претензий. Во-первых, выборка очень
своеобразна: книги брались по тем студентам, которые завели себе
accountы в Facebook, да ещё указали любимые книги. А оценки - по всем
студентам. Во-вторых, корреляционная связь ничего не говорит о
причинно-следственной. Эти недостатки хорошо иллюстрируются следующим
примером: из графика может показаться, что чтение "черной литературы"
(где авторы, герои и предполагаемые читатели - черные) вредно
действует на оценки. На самом деле хорошо известно, что несмотря на
все меры по affirmative action значительное большинство черных учится
в университетах второго и третьего ряда (я знал пару очень талантливых
ребят, которым сильно помешало то, что они закончили только community
colleges). В которых средние оценки поступивших малы.
Тем не менее это интересное наблюдение, из которого можно вывести
любопытные следствия - а можно и не выводить. Результаты опубликованы
вот тут:
http://booksthatmakeyoudumb.virgil.gr/.
А под катом - одна из диаграмм.
Конечно, оставляет желать лучшего деление по жанрам: например почему
"Лолита" попала в эротику а "Граф Монте Кристо" - в классику? Почему
"Pride and Predjudice" - это "Chick Lit"? Почему "451 по Фаренгейту"
- это антиутопия, а "Прекрасный новый мир" - фантастика? Дальше, я не
знаю, почему автор разделил "The Bible" и "The Holy Bible" - может, в
соответствии с указанными читателями названиями? Если так, то
результат тоже наводит на размышления.