Убежденный человек, убежденный к тому же в своей правоте, - лучший инструмент в руках корпорации (или государства). У него даже арифметика подчинена партийным интересам:
Кэхэн провел ряд остроумных экспериментов, направленных на то, чтобы выяснить, как политические страсти влияют на способность ясно мыслить. Его выводы, говоря словами Муни, заключаются в том, что партийные симпатии «способны подрывать даже базовые мыслительные способности…. Обладатели хороших математических навыков не справляются с задачами, которые, скорее всего, легко могли бы решить, просто потому, что правильный ответ противоречил бы их политическим убеждениям».
Другими словами, можно попрощаться с мечтой о том, что образование, журналистика, свидетельства науки, медиа-грамотность или доводы разума могут обеспечить людей инструментами и информацией, помогающими принимать хорошие решения. Судя по всему, когда речь заходит об общественных вопросах, настоящая проблема заключается не в недостатке информации, а в том, как работает наш мозг, какими бы мы умными себя ни считали. Нам нравится считать себя рационально мыслящими, но на деле мы просто постфактум рационализируем то, во что нас подталкивают верить наши эмоции. Вот почему ЖЖ умирает. За десять лет даже до тупых дошло, что все дискуссии бесполезны.
P.S. Возникает вопрос: а почему ЖЖ нельзя использовать для формирования убеждений? Гипотеза такая: потому что в рамках ЖЖ трудно подвергнуть санкциям за неправильные убеждения. В реальной жизни родственники, сослуживцы (особенно начальство), деловые партнеры, чиновники и силовики способны формировать убеждения куда успешнее. Не случайно для достижения высокого результата на выборах Навальный вышел из Сети и создал пусть временную, но организацию своих сторонников. Перестал спорить и стал подвергать санкциям.