Не уверен, что когда-то дойдут руки расписать это подробнее, поэтому сформулирую тезисно:
Би-би-си: Но здесь я уже перестаю видеть границу между национализмом и либерализмом... Национализм возник (см. "Лестницу" и в качестве первоисточника Тилли) как инструмент формирования массовых армий, пришедший на смену наемникам. Оказалось, что людям можно платить не деньгами, а гражданскими правами [я уже описывал это как передачу ресурса по ссылке, а не по значению; тебе дают не рыбу, а право на рыбную ловлю; дающему дешевле, получающему больше]. Идея "мы все один народ, все имеем равные права" позволила Франции спеть свою лебединую песню, создав империю Наполеона. Разумеется, вскоре этот же способ взяли на вооружение соседи, и Франции пришлось потесниться.
Так вот, "национализм", заключающийся в "в нашей стране только ХХХ главный, а все остальные должны слушаться" - это никакой не национализм, а обычный феодализм (главная только знать) или колониализм (главные только оккупанты). Никакой массовой армии такой "национализм" не соберет, а напротив, успешно развалит любую страну, стоит лишь ее соседям хоть чуть-чуть профинансировать "национально-освободительное движение" против этого самого ХХХ.
Поэтому смысл национализма и заключается в либерализме. Есть равные права для всех граждан - есть национализм. Нет таких прав - есть "национализм", идеологема, маскирующая право некоторых гнобить всех остальных. За что все остальные, будьте спокойны, рано или поздно отомстят.