Немного о моде между войнами- 1930е

May 05, 2012 11:14





МИР вокруг и женский СИЛУЭТ

1930-е годы начались с мирового экономического кризиса и «Великой депрессии». Это тревожный период ожидания войны. Что, конечно, как в зеркале отразилось в модных течениях того периода. И прежде всего- в моде женской.



Многие модные дома, в том числе «Поль Пуаре», «Дреколль», «Сестры Калло», закрываются, унося с собой роковую женщину «золотых двадцатых», молодую, жизнерадостную и крайне энергичную, окутанную откровенной роскошью. Женский образ становится старше и сдержаннее. Женщина- это мать, сотрудник, патриотка. Скромная, деятельная, выживающая в это трудное время.



На небосклоне моды зажигаются новые имена «Мейнбохер», «Нина Риччи». Выпускают первые коллекции готовой одежды «Шанель», «Марсель Роша» и «Молине». Сложность кроя и качество готовой одежды неуклонно растет. А в США набирают обороты каталоги по почте, распространяющие популярные модели в миллионах экземпляров. Все индивидуальное (включая пошив одежды) было доступно преимущественно элите.
Так же, говоря об именах, нельзя обойти вниманием главное противостояние в мире моды 1930х: соперничество Эльзы Скиапарелли и Габриель Шанель.



Эльза Скиапарелли

Эльза Скиапарелли- основатель сюрреалистического направления в моде, она создавала свитера с африканскими и кубическими рисунками. Но фантазия итальянки была не истощима! Платье с иллюзией выдранных клочьев, костюм, казавшийся надетым задом наперед, шарфы, на которых были “отпечатаны” газетные статьи о Скиапарелли, перчатки с «когтями», шляпки- телескопы и многое другое.






Эльза Скиапарелли

Шанель, напротив, делала ставку на классику. Хотя порой и ей приходилось идти на уступки желаниям покупателей. Эльза старалась одеждой подчеркнуть силу духа, личности, в то время как Габриэль подчеркивала красоту тела. Мадам Коко во всем придерживалась выдержанности стиля, а для своих моделей предпочитала использовать ткани скромной неяркой окраски без отделки. Эльза же шла на провокацию, использовала роскошные материалы и фасоны, шокировала модную публику невообразимым декором.


Шанель 1936


Шанель 1938

Шанель сочла сотрудничество с Голливудом излишним для себя, и «фабрика грез» влюбилась в яркие и сочные идеи Скиапарелли.



Габриель Коко Шанель 1937

После краха на Нью- Йоркской бирже талия на платьях возвращается на положенное ей по природе место, а юбка стремительно удлиняется, до середины икры, а потом и до середины щиколотки. Такое предложение Жана Пату было активно поддержано всеми домами мод и модницами в том самом 1929 году. Стремясь соответствовать моде, многие женщины пришивают к старым платьям клинья и оборки. К концу же десятилетия юбки стали клешить не от бедер, а от пояса, а их длина снова укорачивается до колена.

Практичность. Рациональность. Простота. Все это характерные черты костюма 1930-х.


Модный журнал, 1937

Широко распространен костюм из шести предметов, который можно было носить целый день, комбинируя по - разному, прообраз современного костюма. Так же популярны темные платья с белыми воротничками, похожие на те, что носили во время войны.
В сложный экономически период женщина бреет на себя груз новых проблем. А чтобы его нести- расширяет плечи костюмов. Поначалу выручали шарфы и сборки, пелерины, оборки, буфы. К 1934 году сменился и сам крой плеч, и рукавов, закладывая складки, широкие клапаны или отвороты воротника, широко применяются эполеты и различные нашивки в области плеч. А в 1936 появились подплечники. Чаще всего массивный верх уравновешивался расклешенной юбкой, а между ними располагалась тонкая и женственная талия.



Высокая и стройная, женщина конца 30х предпочитала Х-образный силуэт, характерный для стиля военного времени (широкие плечи, пояса) или модели с туго затянутыми талиями и пышными юбками (предшественник «нью лук», забытый на время войны).



Стоит отметить, что большинство женщин жили в условиях экономии. И, следя за модой, не могли себе позволить часто покупать понравившиеся вещи. Они просто носили лучшее, наиболее практичное и универсальное из того, что могли носить. Так канул в лету «единый ансамбль», прикипевший к женщине прекрасной эпохи и ревущих двадцатых. Это было слишком расточительно. Теперь единство и органичность костюма создавалось за счет аксессуаров. Шляпка, перчатки и обувь должны были совпадать по цвету. Черный или коричневый- зимой. Белый- летом. Эти правила так органично и твердо вплелись в привычки женщин, что вы и сейчас вы можете встретить ярых сторонниц такого подхода.






Роль аксессуаров в моде 30 х годов была огромной, ведь для большинства женщин того времени новая шляпка или сумочка были единственным доступным способом следовать моде и внести новизну в свой образ. Шляпки были просто всех сортов и видов, на любой вкус. Молодые девушки часто предпочитали шляпкам платочки и береты, вязаные шапочки с помпонами. А место недоступных теперь из-за высокой цены драгоценностей заняла недорогая бижутерия.



МУЖСКАЯ МОДА
На протяжении 20 века мужская мода, безусловно, менялась, подчиняясь течениям времени. Однако не столь радикально, как женская.



Мужская мода, того времени, стала более консервативной. По-прежнему ее законодателем оставался принц Эдуард VIII, из-за любви к женщине отрекшийся от престола в пользу своего брата. Он ввел в моду некоторую небрежность, «усталую элегантность».


Эдуард VIII и Уоллис Симпсон, 1937

В моду вошли фраки, напоминавшие о начале века, воспетые Голливудом.



Пиджачному костюмы придавался более сильный, мужественный вид. Линия талии чуть поднялась по сравнению с ее естественным положением, пуговицы и карманы разместились гораздо выше. Лацканы теперь короче, но шире. Плечи обработаны так, что линия плеч увеличилась, а грудь расширилась. Рукава сузились к манжету. Пиджак прилегает к бедрам. Обтягивающие в талии брюки завершались отворотами.


Модный журнал, 1937

На голове юноши носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах появилась мода на «капитанки» - шапки с большим лакированным козырьком. Поначалу они были принадлежностью безобидных франтов, а затем стали униформой хулиганов. Именно по этой причине производство этих фуражек было прекращено. Но еще долго после этого юнцы старались самодельным способом мастерить полюбившиеся козырьки.

ГОЛЛИВУД и ИДЕАЛ КРАСОТЫ
Все большую власть над умами имеет «фабрика грез». У людей нет денег на дорогие развлечения. А кино становится доступным. При чем кино перестает быть немым. Герои и актеры становятся еще ближе зрителю, еще понятнее, еще любимее. Новинки моды, пропагандируемые в прошлом театром и кабаре, теперь демонстрировались с экрана, становясь для миллионов зрителей во всем мире образцом для подражания: моделей платьев, прически, идеалов красоты
Идеалом мужской голливудской красоты и стиля были Фред Астер, Кэрри Грант, Кларк Гейбл, Гари Купер.


Гари Купер



Кэрри Грант

Женские кумиры тех лет- Джоан Кроуфорд, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэрол Ломбард, Джин Харлоу, Мэй Вест. Они формируют новый облик женщины. Элегантной, но холодной. Позабыты мальчишеские фигурки 1920-х. Теперь идеалом красоты становятся женщины с удлиненной стройной фигурой, узкими талией и бедрами, небольшой грудью.



Грета Гарбо



Марлен Дитрих

В моде осветленные волосы и перманентная завивка. Обычно волосы отращивали до подбородка и ниже, тщательно укладывали. Декоративная косметика отходит от радикального и неестественного облика роковой женщины 1920х годов, делая уступку естественности. Трудно представить героиню 30х без яркой красной помады. Карандаш для бровей помогал подвести полукругом тщательно выщипанные брови, румяна уже не накладывали круглыми кляксами, а наносили, размазывая и затушевывая. Но самым важным был цвет лица, ровный и безупречный. Тщательно создаваемый гримерами и осветителями в Голливуде. И практически недоступный большинству женщин, пока в 1938 году в продажу не поступает компактная пудра. Уход за кожей лица, использование ночного и дневного кремов становятся привычкой.





До появления цвета основной декоративный эффект костюмов для кино достигался за счет выразительных фактур. Так в моду (особенно вечернюю) вошли блестящие материалы - атлас, ламэ, парча, а также отделка из меха и перьев, вышивка пайетками, стразами, хрустальными блестками, туфли часто обтягивали золотой или серебряной тканью и украшали декоративными пряжками. А с появлением в кинематографе цвета в середине 30 х годов, экранные образы кинодив становились все более и более роскошными.



Марлен Дитрих и Грета Гарбо весьма способствуют распространению брюк у женщин (хотя в «официальной моде» они были под запретом еще десять лет).


Марлен Дитрих в брючном костюме

СПОРТ и МОДА
1930е годы- десятилетие зажатое между войнами. И ощущение скорой войны, подготовка к ней витают в воздухе. Так все больше входит в моду здоровый образ жизни, загар, спортивное телосложение, развивается спорт, следовательно, и спортивная одежда.
Спортивная же (а позже- военная) одежда все больше проникает в повседневный наряд жителя 1930х годов. Прежде всего- в одежду для отдыха.




Ударными темпами модернизируются купальные костюмы, в том числе появляются раздельные купальники, встреченные не вполне однозначно, но прочно завоевавшими популярность.
Спортивная одежда становится удобнее, легче, короче. Так появляются и начинают свое победоносное шествие по миру шорты.





Спортивная обувь так же меняется, распространяется и приводит к повсеместности босоножек (туфли с открытым носком и пяткой). Пользуясь тем, что в неофициальной обстановке можно обойтись без чулок, женщины носили их с белыми носочками или вовсе- на босую ногу.

НОСТАЛЬГИЯ и неоРОМАНТИЗМ
Итак, отброшены прямые, мальчишеские силуэты 1920х, их непосредственность и революционность. Для моды 1930х характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость. Мир жил на грани войны, готовый разрушиться в любой момент. И это заставляло людей ностальгировать о прошлом.



Во второй половине 30 х годов в моде наблюдались течения историзма или неоромантизма. В моду вошли мотивы костюма времен франко-прусской войны 1870-х, - шляпки, украшенные искусственными цветами с вуалетками, искусственные цветы, украшающие ворот костюма и даже турнюры в вечерних платьях. Пик неоромантизма пришелся на 1937 - 1938 годы, когда в Англии проходили торжества по случаю коронации Георга VI. Английский модельер Норман Хартнелл специально для этих торжеств разработал платья в стиле моделей Чарльза Ворта 1860-х годов - с пышными юбками из тюля и затянутыми талиями, напоминающими о викторианской эпохе.
Конечно, тут тоже не обошлось без Голливуда. «Дама с камелиями» с Гретой Гарбо и, конечно, незабываемые «Унесенных ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом во многом поддерживали такие тенденции.



«Дама с камелиями»

ВЕЧЕРНЯЯ МОДА


В отличии от прошедшего десятилетия, в 1930х годах было не принято подчеркивать, «выпячивать» свое богатство. Место кричащей роскоши занимает утонченная элегантность, «незаметный шик». Блузки из парчи, гипюра, шелка, длинные юбки или платья из тонких струящихся тканей, жакеты и меховые накидки. Вечерние пижамы.





В этот период зарождается «гламур»- стиль кинозвезд в роскошных туалетах, созданных парижскими кутюрье и голливудскими костюмерами
Разнообразные композиции основывались на многочисленных вариантах драпировок, складок, на соотношениях блестящей и матовой фактур ткани



1932

Символом высокой моды первой половины 1930х стали платья в стиле Мадлен Вионне, виртуозно скроенные по косой (некоторые имели всего один шов или держались на одной лямке). А Жермен Кребс (позже известная как мадам Грее) драпировала шелковую ткань или трикотажное полотно прямо на манекенщицах.


Мадлен Вионне 1936


Мадлен Вионне, блузка держится исключительно на банте

Нарядное платье этого периода обязательно длинные, подчеркивающие красоту тела. Обычно с небольшим декольте. И часто- с открытой спиной (преобладала V-образная форма выреза).






БЕЛЬЕ
Поспевая за ритмами факстрота и танго, производители стремились предложить женщинам и новое белье (незаменимое с новой идеальной фигурой и новыми скроенными по косой туалетами). В 1931 году «Lastex» выпускает эластичное нижнее белье с латексом. Постепенно усиливается тенденция к применению корсетного нижнего белья: эластичные пояса для чулок утягивали талию и бедра. А бюстгальтеры создают пышную форму груди («Kestos»).

ТКАНИ И РИСУНКИ
Вначале десятилетия в связи с экономическим кризисом возрастает стремление к удовлетворению внутренних рынков отечественной продукцией, ограничения импорта. Провозглашен лозунг "не приукрашивать шерсть", что приводит к появлению очень характерных для описываемого периода тканей обогащенных фактур, не требовавших дополнительных украшений. Упрощение декора и ликвидация трудоемкой ручной отделки послужили в начале десятилетия причиной потери работы множеством вышивальщиц, продавщиц перьев, корсетниц, а также закройщиков и подручных швей. Стремление к простоте, которое появилось в начале XX в. и было укреплено событиями первой мировой войны все набирало обороты.
В повседневной одежде первой половины 30 х годов, в моде геометрические рисунки - клетка и полоска, которые очень эффектно использовались в моделировании. Популярны цветочные узоры и горошек.



Мелкие цветочные узоры - маки, васильки, ромашки, хризантемы - отличались натуралистичностью изображения. Из тканей в 30-е годы для повседневной одежды чаще всего выбирали полотно, муслин, перкаль, маркизет, файдешин, вискозу, всевозможные крепы и твиды.



Красной нитью по 1930м годам проходит белый цвет. Это было самое нарядное и непрактичное, что могли себе позволить люди в это тревожное, скромное и рациональное время. Белый цвет, пришедший из спортивной, теннисной одежды популярен прежде всего в праздничных нарядах. В повседневном наряде он представлен обычно белыми сорочками или хотя бы белым воротником. Так же из спортивной одежды приходит трикотаж- шерстяной, шелковый, хлопчатобумажный. Джемпера, пуловеры, даже платья.



В неоромантической моде возвращается бархат.
Последовательницы Шанель по-прежнему предпочитают неяркие тона. Хотя общая демократизация моды и влияние Эльзы Скиапарелли вернули в гардеробы яркие сочетания цветов: пурпурный, темно-красный и оливковый, черное платье с огненно красными чулками, платья, жакеты, шляпки «безумно- розового» цвета.



Источники:
http://shopogolik.md/Istorija-mody/ 1900-1930
http://nionila.livejournal.com/380519.html
http://www.ocostume.ru/category/entsiklopediya/1930-1940
http://barbymoda.narod.ru/moda165.htm
http://maskball.ru/dress/moda_1930_1940_gody.html
http://www.liveinternet.ru/users/tomash_design/rubric/1551869/
http://www.softmixer.com/2011/05/30.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20162/
http://shopogolik.md/Istorija-mody/ 1900-1930
http://iringoloskov.blogspot.com/2011/04/blog-post_08.html
http://www.huliganjetta.com/mir-coco-chanel-istorija-doma-mody-koko-shanel.html
http://www.osinka.ru/Moda/Designer/2012_Fashion/
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post162218736/

ЗЫ: написано в рамках ожидания РИ «1939: Красная земля» http://refej.earthsea.ru/

вдруг пригодится

Previous post Next post
Up