Мезенская роспись

Nov 06, 2015 09:56

возникла в лешуконской деревне Палащелье
на берегу реки Мезени,
считавшейся центром росписи по дереву.
Отсюда ее второе название: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера
был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода.
Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке.
Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.



Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени.


Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи - красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный - из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом.
Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу.
Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент.
Ели - воплощение мужской силы.
Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи.
Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами - многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир.
Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного.
Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия - вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Значения этого орнамента: http://scala-paradisi.livejournal.com/609938.html

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица».


1820-м годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу.
По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.




Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи.
Степан Филиппович Фатьянов и его сын Иван в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжают традиции отцов - мастеров прошлого и вновь воскресили почти забытую в военные и послевоенные годы роспись.

В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры».
Здесь росписью занимаются в основном женщины.
Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину.
Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.



Мои лошадки:


Лекция Светланы Адоньевой "Жизненный мир Мезенского края: прошлое в настоящем" (о мезенском фольклоре):

image Click to view

Красота, Моя Родина

Previous post Next post
Up