"Нужно брать высокие ноты" (Николай Ге)

Apr 13, 2015 08:43

Николай Николаевич Ге -
исторический живописец,
портретист,
пейзажист.
Родился 27 февраля 1871 года в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге.
Получив высшую награду Академии (золотую медаль), Ге с женой посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древней Греции и Древнего Рима.

Суд царя Соломона. 1854 г.


Ахиллес, оплакивающий Патрокла. 1855 г.


Затем, не без влияния А.А.Иванова, обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится ,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ).


Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М.Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый "материализм", картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию.
Здесь он неоднократно встречался с А.И.Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение 1878 - КМРИ) - один из лучших в творчестве Ге - был тайно привезен художником в Россию.


По возвращении в Россию (1869) художник был в числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок.  На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины.


В 1870-е гг. Ге сблизился с передовыми деятелями культуры, написал много портретов.

Портрет Некрасова. 1872 г.


Портрет Салтыкова-Щедрина. 1872 г.


Пушкин в Михайловском. 1875 г.


В 1870-е годы Ге испытал творческий и около трех лет почти не брался за кисть (1876-1879).
В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. Он снова обращается к библейским сюжетам.

В Гефсиманском саду. 1880 г.


С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения.
"Вы идёте твёрдо, хорошо... И я за Вами поплетусь", - писал Ге Толстому.

Портрет Толстого. 1884 г.


Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов.

"Что есть истина?" ("Христос и Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее).


Голгофа. 1893 г.


Семь историй из жизни Николая Ге: http://scala-paradisi.livejournal.com/562983.html

Живопись

Previous post Next post
Up