"Отец российского футуризма"

Jan 15, 2015 12:08

Давид Давидович Бурлюк
родился 9 июля 1882 г. на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением.
Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении.
В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях.
Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником.

Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах.
В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен.
Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914).
С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет").
В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства.
Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян".
Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея".
В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу".
Обладая редкими организаторскими способностями, Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма.
При его непосредственном участии
выходят поэтические сборники,
издаются брошюры,
организуются выставки
и устраиваются диспуты.
Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов.
В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями.
Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала".
В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов".
Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств").
В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует в Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары.
В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот".
В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею.
Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).
Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.
Елена Шварц откликнулась на известие о его смерти стихами:
О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.

Утёнок. 1907 г.


Время. 1910 г.


Крестьянка и лошаль. 1910 г.


Приход весны и лета. 1914 г.


Революция. 1917 г.


Маруся. 1928 г.


Портрет Эйзенштейна. 1932 г.


Букет на фоне моря. 1945 г.


Американский ковбой. 1946 г.


Крестьяне, собирающие картошку. 1947 г.


Автопортрет:



И -
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк -
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезенные веки,
вылез,
встал,
пошел
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»
(В. Маяковский)

Живопись, Русская литература

Previous post Next post
Up