"Чудеса" из школьных учебников

Jun 05, 2024 21:31


Для многих, я думаю, не является секретом, что современная школьная программа подразумевает активное участие родителей в учебном процессе.
Родители школьников знают это наверняка. А если вы не знаете, убедитесь сами.

Школа начинается с Букваря. Или с Азбуки. Вот такой.





И что же мы видим на первых страницах?



Для кого этот текст? Для ученика, который ещё читать не умеет и раскрыл эту Азбуку, чтобы изучить буквы? Нет, конечно. Для родителей. Это мы должны прочитать ребенку.

Далее опять-таки текстом объясняется, что такое слово, слог, ударение...



И вот, мы добрались до первой буквы. Буквы "А".



Изучив одну букву, ученик, конечно, без труда прочтёт пословицу про аккуратность.

Для сравнения. Вот так это выглядело в Букваре 80-х годов.



Вот так - в Букваре 50-х годов.



Здесь наглядно объясняется написание буквы "А". Печатной и письменной.

И только по мере изучения букв появлялись тексты. С использованием уже изученных букв.



Авторы современных учебников, похоже, не особо заморачиваются тем, для кого они пишут. Мама с папой прочтут и объяснят.

Ну, а уж если нам волей-неволей приходится всё это читать, мы можем, по крайней мере поразвлечься.

Здесь я приведу некоторые впечатлившие меня примеры из учебников для начальной школы.

1. Литературное чтение.

А.С.Пушкин - это наше всё. Правда, жил он достаточно давно. И не все его слова и выражения понятны современному читателю. Особенно детям. Кто из нас помнит, что такое куртины? Те самые, которые "В окно увидела Татьяна."

Значения слов, выделенных красным, дети должны выяснить самостоятельно.



Нет уж! Пусть лучше учительница молодая (или не очень молодая), дела вдаль не отлагая, сама объясняет первоклассникам, кого, куда и зачем понесла царица.

И ведь мы тоже в начальной школе читали Сказку о царе Салтане. Понимали в меру своего возраста. А на подобных отрывках наше внимание учителя просто не фиксировали.

Впрочем, у современных младших школьников в программе есть и такие поэты.



Вам такая поэзия нравится? Мне - не очень.



Ну точно, капут!

2. Окружающий мир.

Это, пожалуй, самый знаменитый среди родителей предмет.
Но это не привычное нам Природоведение. Сюда умудрились засунуть всего понемножку и изучают его "галопом по Европам". Сегодня - флаг, герб и гимн России, завтра - свойства воды, послезавтра - виды животных и растений, потом правила дорожного движения, что такое деньги, достопримечательности Франции и Германии и т.д. и т.п.



Я не понял, детям завтра на права категории С cдавать? Или всё-таки им нужны правила дорожного движения для пешехода?

Когда я учился в школе, правилам дорожного движения там уделяли даже больше времени.



Но основное внимание уделялось не видам дорожных знаков, а безопасности пешеходов и велосипедистов.



Вопрос "на засыпку" из раздела про страны Европы.



Да мало ли в какой сказке три героя служили королю... И потом, в восемь лет ребёнок вряд ли читал или даже смотрел "Трёх мушкетёров". Ну, разве что, в таком варианте:





Интересное определение товара. Огурцы, выращенные на садовом участке для личного потребления это товар или нет? Товар - это продукт, произведенный для обмена. А здесь про это ни слова. Зачем же детей обманывать?



Вы поняли, что такое государство?

Есть ещё "творческие задания". По сути, задания для родителей. Такие, например.





Хорошо хоть в нашей школе эти задания пропускают.

3. Английский язык.

Да. Его изучают теперь не с четвёртого класса, как было у нас, а с первого или со второго. Т.е. приходится учить иностранному языку детей, которые свой родной ещё не освоили. И не знают даже элементарных основ грамматики: что такое род, лицо, число, падеж и т.п. Понятно, что методика изучения должна отличаться от того, что было у нас. Больше внимания должно уделяться устной речи, диалогам. Но главное даже не это. Язык нужен для общения. И постигается в процессе общения. Бесполезно пытаться его выучить, штудируя бессмысленный набор слов по словарю.

Здесь же английский язык начинается с типов слога. И довольно долго продолжается зубрёжка отдельных, не связанных между собой слов.



В итоге, после нескольких месяцев обучения мы знаем, как по-английски будет "воздушный змей", "муравей", "флейта", другие слова первой необходимости, но не можем построить ни одного предложения.

Много заданий типа "нарисуй" и "раскрась"...



И при этом тут же даются тексты, явно не соответствующие такому уровню знания языка. Ребенок не может их прочитать без помощи родителей.



Т.е. как и в случае с Азбукой и Окружающим миром, здесь не наблюдается логики и последовательности изложения.

Для сравнения. Вот так выглядел самый первый урок английского в старом школьном учебнике для 2 класса школ с углублённым изучением языка.



Смотрите. Мы только начали изучать язык, а уже можем попросить друга взять ручку.

И дальше там все вертится вокруг предметов и ситуаций, окружающих ученика в школе, дома, во дворе.





Современный школьник живет в ином мире... можно сказать даже, сказочном...

С монстрами, феями, говорящими деревьями и тому подобной нечистью.



А как вам понравится вот эта замечательная песенка про семью?



Ку-у-у-л! Вау!! Клёво!!! Круто!!!!

А это точно английский язык?

В общем, настроение после занятий по таким учебникам примерно такое:



Why do you cry, Willie?

Россия, Дети, Политика, Образование

Previous post
Up