Праздничный город

Mar 17, 2016 19:48



Как известно, в Советском Союзе к делу проведения праздников относились чрезвычайно серьезно. Вопросами организации, проведения и декорирования праздников, занималась даже целая наука - эортология, позаимствовавшая свое название из богословия. В Москве общее руководство работ по украшению города осуществлялось на уровне отдела пропаганды и агитации горкома КПСС. Оно и понятно, ведь художественное оформление города считалось разновидностью идеологической работы. Главное архитектурно-планировочное управление разрабатывало Генеральный план оформления города. Проектированием, изготовлением и монтажом элементов декора заведовало “Мосгороформление” и Управление внешнего благоустройства, оформления и озеленения ГлавАПУ г. Москвы, подключались Союзы художников, Академия художеств и ВДНХ. Ясно, что при столь ответственном подходе, специалистами были найдены определенные принципы художественного оформления города, обозначены наиболее убедительные средства для каждого его вида. Об этом и пойдет речь в этом тексте.




Опуская рассуждения о высокой политической идейности, конкретности, оперативности и злободневности, считавшимися главной составляющей праздничного оформления, перейдем сразу к практическим соображениям. Впрочем, наличие определенной идеи и глубокого содержания в основе оформительской концепции, несомненно способствует рождению качественных масштабных проектов.
Существовавший единый комплексный план политического и художественного оформления столицы достаточно подробно определял, какие именно сооружения и общественные здания следует украшать к тем или иным праздникам. Каждая из центральных магистралей города в праздничном убранстве отражала определенную тему.



К постоянно размещенным в городе тематическим выставкам, объемно-пространственным установкам, панно и лозунгам в праздничные дни добавлялись портреты марксистско-ленинской троицы, членов политбюро, художественные панно и установки посвященные теме праздника. Все это разнообразное по форме и содержанию оформление объединялось массовыми декоративными элементами - флагами и перетяжками. Праздничное вечернее освещение завершало систему оформления. Общегородской доминантой светового оформления был центральный телеграф, ему вторили районные свето-динамические центры. К каждому празднику создавались свои световые композиции, сочетающиеся со световыми эмблемами районов. Город украшался с учетом специфики каждого района, его традиций, планировки и пространственной среды. Оформление народных гуляний, праздничных колонн демонстрантов и военного парада на Красной площади вносили определенную упорядоченность и программность в праздничную стихию.



Особенности зрительного восприятия были заложены в основу Комплексного плана. Они сводились к следующим закономерностям: когда человек смотрит на объект со значительного расстояния, у него складывается общее представление о характере оформительского комплекса, его размерах, пропорциях, ритме членений и объемов, цветовой трактовке, фактуре отделочных материалов. С более близкого расстояния можно рассмотреть мелкие детали, легко прочитать текст. Следовательно, для любого изобразительного средства существует предел зрительной видимости. Поэтому, определяя размеры, пропорции при разработке художественно-оформительского комплекса или его отдельного элемента, прежде всего учитывается расстояние, с которого они могут достаточно хорошо восприниматься.



Очень важно правильно найти масштабные соотношения отдельных элементов между собой, по отношению к зданию и к прилегающей территории. Известно, что само здание, сам объект оформления может быть и не большим, а пространство, в которое он включается довольно значительным. Оформительские комплексы или отдельные элементы создавались достаточно крупными по своим размерам, но не настолько, чтобы “убивать” масштабы окружения. Чрезмерно увеличенные, оформительские элементы “сбивают” масштаб и плохо воспринимаются. Мелкие элементы создают ощущение дробности. Правильно найденные масштабы оформительских элементов создают ощущение цельности, гармонии и красоты. Форма отдельных экспонатов, как крупных, так и небольших по размеру, должна быть ясной и простой. Неопределенные, рыхлые построения воспринимаются значительно хуже.



Большое значение имеет и цвет в оформлении. Следует исходить из того положения, что цвета сами по себе не могут иметь достаточного смысла, но они приобретают огромнейший смысл, если их соотношения будут тщательно продуманы и наилучшим образом найдены. Создаваемая система цветового решения предполагает, что оттенки основного цвета составляют гармоничную цветовую среду, а на ее фоне размещаются цветовые акценты. В решении этих вопросов архитекторы и дизайнеры опирались не только на личный опыт, но, прежде всего, пользовались обобщенными и систематизированными знаниями, разработкой которых занималась наука цветоведение.



Таким образом, композиционный замысел, изобразительный строй как всего комплекса художественного оформления вообще, так и каждого его элемента в отдельности, решались исходя из планировочной ситуации, характера объемно-пространственных решений городских территорий, архитектуры отдельных зданий, учитывая их размеры, характер, соотношения, ритм, цветовую гамму и другие факторы архитектурного окружения, создающего материальную среду, в которой “живет” и “работает” праздничное оформление.



Изобразительным языком праздничного оформления, разумеется был реализм, который понимался как единство идейной задачи и ее художественно-образного выражения. Считалось, что все непонятное с первого взгляда и требующее расшифровки или специальных объяснений, совершенно неприемлемо в художественном оформлении города. На праздничной улице не должно быть места для ребусов. С этим утверждением можно согласиться и сегодня.



Праздничное оформление размещается в городе всего несколько дней. К середине 1950-х годов художники, оформляющие город пришли к мудрому решению, что в связи с этим нет смысла делать тяжелые, сложные установки и сооружения, трудоемкие оформительские элементы с капитальными конструкциями, требующими больших и сложных работ по металлу и дереву.



После осознания этой простой истины наилучшим стало считаться мягкое оформление, выполняемое главным образом из тканей. Использовался также металл и дерево, но очень немного и только в тех случаях, когда без этих материалов невозможно обойтись. Разные по характеру ткани - от грубой тарной до воздушного эксельсиора - со множеством цветов и их оттенков создавали большие возможности для осуществления творческих замыслов. Кроме того, мягкое оформление, как раньше, так и по сей день, отличалось массовостью, давало возможность многократного повторения одних и тех же элементов. Размещенные на магистралях, площадях или других участках городских территорий с определенными паузами, они достаточно эффектны и придают городу праздничный, радостный вид.



В былые годы внешний облик города создавался различными видами благоустройства и озеленения, средствами монументальной пропаганды, элементами художественного и рекламного оформления. Поэтому композиционный замысел и изобразительный строй художественного оформления вытекали из планировочной ситуации, характера пространственных решений и архитектуры городских территорий. Главная цель - создать не только идеальное взаимодействие праздничного оформления с архитектурой города, площади, улицы, но и со всеми компонентами, участвующими в формировании его внешнего облика.



Далее, рассмотрим наиболее востребованные элементы городского оформления, к которым, как уже было выше сказано, в первую очередь относится мягкое, тканевое оформление.

Флаги
Праздник всегда начинался со двора, где дворник вывешивал флаги. Флаги вставлялись в гнезда-флагодержатели, которые были закреплены на стенах постоянно, так что расположение флагов не менялось на протяжении десятилетий. Часть праздничных украшений (флаги и транспаранты) вывешивалась с балконов или из окон жилых квартир, тогда переговоры с жильцами и наблюдение за установкой оформления вел техник смотритель по дому от ЖЭКа.



Для крепления флагов сравнительно небольшого размера (80 х 160 см) рекомендовалось флагодержатели размещать на фасаде каждого дома, выходящего на городские проезды, на высоте 3-3,5 м от уровня земли. При длине фасада дома менее 30 м крепился один однорожковый флагодержатель с левой стороны фасада. Если у здания имелся арочный проезд, флагодержатели размещались симметрично по обеим его сторонам. В случае если фасад дома выходил на городской проезд, флагодержатели размещали с правой стороны от каждого входа. Однорожковые флагодержатели крепились на фасадах домов на расстоянии 30 м друг от друга. Двухрожковые на расстоянии от 30 до 50 м. Трехрожковые ставились в том случае, если расстояние между ними было более 50 м. Для обогащения перспективы улицы на больших магистралях и площадях устанавливали значительно большие по размеру флаги на специальных флагштоках.



Для установки отдельных флагштоков и их комплексов использовали специальные железобетонные квадратные постаменты-основания с замоноличенным в центре патрубком. В него, как в гнездо, вставлялся флагшток необходимой высоты. Ровная труба, имеющая одинаковый диаметр внизу и вверху, смотрится плохо, поэтому флагшток изготовляли составным из трех-четырех отрезков труб разного диаметра.



Флагштоки могли быть установлены поодиночке и по несколько штук вместе, группами и кострами. Основание для группы флагов зачастую составлялось из вышеописанных отдельных железобетонных постаментов. В этом случае подготавливались специальные общие основания с замоноличенными патрубками. Для того чтобы группа флагштоков имела строго вертикальное положение, их связывали между собой металлическими перемычками. На перемычках, как правило, размещали короткий текст.



Флагами оформляли самые различные территории, въезды, транспортные пересечения, небольшие площадки и другие участки, находящиеся на важных в градостроительном отношении местах города. Магистрали оформляли также флагштоками, размещенными на разделительной полосе проезжей части. Вокруг такого флагштока зачастую устанавливали костры флагов. В оформлении города широко использовались также флаги расцвечивания, стяги, вымпелы, разнообразные флажки и т. п. Они имели чисто декоративное назначение. Их размеры, пропорции, форму, цвет устанавливали исходя из общего композиционного замысла.



В 1960-х гг. перед Ивановским институтом хлопчатобумажной промышленности (ИВАНТИ) была поставлена задача найти “вечную” ткань для флага. После трех лет поисков и экспериментов сотрудники института выяснили, что для изготовления флагов взамен хлопчатобумажной надо использовать лавсановую ткань сатинового переплетения. Она служит в четыре раза дольше, весит вдвое легче и стоит в пять раз дешевле.



Перетяжки
При грамотном использовании возможностей этой конструкции можно простым и изящным способом объединять различные элементы оформления улицы или магистрали. Для этой цели часто использовали рисунки, эмблемы, отдельные слова, тексты в различных композиционных сочетаниях. В зависимости от композиционного решения подвешивали по одному элементу или по несколько штук, одинаковых или разных по форме. Благодаря рапортному построению создавался интересный ритм плоскостей и цветовых пятен.



В оформительской практике перетяжки размещали на отрезке магистрали на определенном расстоянии друг от друга. Применяя этот прием, можно было использовать огромные возможности пространственных решений. Если устанавливать перетяжки на разных высотах и расстояниях друг от друга, то на системе тросов можно строить многообразные варианты пространственного оформления.



Оформление фонарных опор
Рисунки, эмблемы, символы и т. п. часто размещались и на опорах осветительных мачт, которые располагаются, как правило, на тротуарах, граничащих с проезжей частью улицы. На фонарных опорах устанавливалось как мягкое, так и легкое оформление, выполненное из металла, пластика или дерева. Эти элементы всегда были сквозными, ажурными, чтобы снизить ветровую нагрузку и, следовательно, обеспечить надежность эксплуатации.



Как правило, чередовались одинаковые по форме, но разные по рисунку элементы (два-три, но не больше). Повторяясь, они образовывали интересный ритм, своеобразный рапорт, который просматривался на значительном расстоянии, создавал красочную, декоративно-обогащенную перспективу улицы.



Консоли
Существовал еще один интересный оформительский прием, основанный на остроумном конструктивном принципе, благодаря которому создавались симметричные или асимметричные ажурные вертикали на тротуаре или границе тротуара и проезжей части. Консоль - дюралевая или черного металла труба, крепилась в отверстие в стене. Для ее фиксации в нужном положении использовалась система скользящих тросов-растяжек вантового характера, которая позволяла делать вынос консоли до 18-20 м (величина выноса зависела от высоты здания, на котором крепилась консоль). На полученную таким образом достаточно жесткую консоль навешивали идущие к земле тросы. Их крепили к бетонным основаниям-противовесам и натягивали при помощи струбцин. Туго натянутые в одной плоскости тросы служили конструктивной основой для крепления самых различных изобразительных и текстовых элементов экспозиции.



Труба малого сечения на системе тонких вант-тросов почти не заметна. Создавалось впечатление, что оформление свободно стоит на легкой самонесущей конструкции. Консоли, как правило применяли для крупных, масштабных элементов, размещаемых в определенном ритмичном порядке на магистрали. Они образовывали на улице своеобразные зрительные акценты. Установка подряд нескольких консолей создавала глубинное, пространственное построение этих своеобразных кулис улицы.



Портреты и панно
При исполнении портрета, предназначенного для улицы, прежде всего следовало определить его масштаб по отношению к зданию, улице, площади, пространству городской территории.
Важна и техника исполнения портрета. Для праздничного оформления обычно выполняли портреты сухой кистью. Сущность этой техники сводилась к тому, что небольшое количество краски равномерно растиралось на кисти, затем проведя обработанной таким образом кистью по белому полотну, получали слабый, но равномерный штрих.



Сухой кистью портреты писались врастушевку, с тонкой моделировкой формы при помощи полутонов или штрихами более декоративно. Их выполняли монохромно, в одной тональности, или подцвечивали несколькими цветами. Другой способ - графическая трактовка портрета. Лучшие портреты, сделанные в такой манере, хорошо смотрелись, эмоциональное воздействие их было сильнее.



Как портреты, так и панно, представляющие собой увеличенные плакаты, никогда не выполнялись путем простого механического увеличения приемов станковой живописи или фотографии. Чем лаконичнее, чем проще, тем лучше. Минимум средств - максимум выражения. Увеличенные фотографические изображения или натуралистическая живопись в городской среде похожи на монстров. Ничего запутанного, усложненного, перегруженного деталями не должно быть. Улица требует не только ясного, хорошего изображения, но и острого, выразительного и обязательно образного решения.



При оформлении зданий активно использовались и оформительские элементы, в основе которых лежал текст. Здесь также самое главное определить размер и масштаб по отношению к фасаду здания, форму, характер начертания шрифта и его цветовую подачу. Этому служат два простых и широко известных архитекторам приема - правило Дюрера и Золотое сечение.

Правило Дюрера
Чтобы избежать ошибок с масштабом изображения, использовали известное правило художника Альбрехта Дюрера. Суть этого правила сводится к тому, что размещаемые на значительной высоте компоненты оформления по законам линейной перспективы зрительно выглядят мельче, чем они есть на самом деле. Человек видит их снизу, с земли, его луч зрения направлен к плоскости фасада под некоторым углом. Чтобы правильно определить, каким должен быть размер изображаемого объекта, помещенного на высоте, необходимо сначала как бы установить этот объект на уровне глаз. Далее из точки зрения как из центра радиусом, равным расстоянию от стены здания до точки зрения, следует провести дугу. На этой дуге надо отложить отрезки, равные величине натуральных размеров объекта, размещенного на уровне человеческого глаза. Соединив точку зрения с точками, обозначающими размер отложенного отрезка, и продолжив линии до пересечения с плоскостью фасада, мы установим необходимые размеры объекта при его размещении на любой высоте.



Золотое сечение
Чтобы соразмерить отдельные элементы художественного оформления между собой, использовали наиболее пропорциональные отношения этих элементов, которые известны под названием золотого сечения. Вот существо этого принципа. Берутся две величины в таком соотношении, при котором меньшая величина так относится к большей, как большая величина относится к их сумме а : b = b : (а + b). В математическом выражении это отношение приблизительно равно 1 : 1,62.
Помимо основных отношений золотого сечения часто использовали так называемые функции золотого сечения. Чтобы получить функции золотого сечения, берут две величины в золотом сечении. На большем отрезке откладывают размеры малого отрезка. Полученный отрезок делят в золотом сечении. Найденные величины прибавляют к длинам малого отрезка. Две новые величины и называются соответственно большой и малой функцией золотого сечения.



Легче и быстрее находить необходимые отношения в пропорциях золотого сечения или его функций при помощи специального “пропорционального” циркуля. Если его под руками нет, рекомендуется сделать очень простое приспособление. На миллиметровой бумаге откладывают отрезок, разделенный в отношениях золотого сечения, т. е. 1:1,62, на нем же откладывают большую и малую функции золотого сечения. Через центр отрезка перпендикулярно к нему проводят ось. На оси на произвольном расстоянии от отрезка берется точка. Из нее проводят прямые через все точки, обозначающие отношения отрезков в золотом сечении и его функциях. Таким образом, определяются необходимые отношения в пропорциях золотого сечения, его большой или малой функции.



Перечисленные выше элементы оформления города наиболее часто использовались на практике, но не исключено было и применение любых других средств и приемов декорирования. При этом всегда соблюдалось простое правило - количество различных изобразительных средств всегда следует ограничивать. Иначе такое оформление может стать своей противоположностью, вызывать ощущение неорганизованности.



В заключении следует согласиться с еще одним постулатом советского монументализма - праздничное художественное оформление города это подлинное, большое искусство, требующее высококвалифицированных кадров, одаренных художников, серьезной творческой работы. Главная проблема сегодняшнего “искусства улиц” сводится к кадровой задаче. Сегодня решения о том каким быть праздничному городу принимают не мастера уровня Михаила Ладура, а менеджеры и чиновники не имеющие ни какого отношения к искусству, им приглашать профессионалов хлопотно и не выгодно.

image Click to view



Статья была опубликована в журнале "Наружка", № 8, 2011.
Использованы материалы из книги К.Г. Ческидова и Е.А. Поздняковой "Праздничное оформление города". М., 1967 и книги-альбома "Боевое оружие партии". М., 1977.

городская среда, агитация и пропаганда, Москва, городской дизайн, праздничное оформление

Previous post Next post
Up