А БЫЛ ЛИ ЯГУАР?

Mar 09, 2016 08:43



Летом 1972 года Международный олимпийский комитет официально утвердил понятие «олимпийский талисман». С тех пор он стал постоянным и важным элементом олимпийских состязаний. Но прежде чем это случилось, идея талисмана должна была возникнуть и как-то себя проявить. Как ни странно, эта совсем еще не древняя история имеет свои загадки. Вот, например, что было написано на официальном сайте сочинского талисмана: «Существует несколько версий того, кто же стал первым талисманов Олимпийских игр, но большинство сходится во мнении, что история милых символов отдельно взятых Игр начинается в 1968 году». Прямо скажем, довольно туманно.


Еще интереснее сказано в Википедии: «В 1968 году, на Летних Олимпийских играх в Мексике впервые был представлен талисман - Красный Ягуар, созданный по скульптурному изображению, найденному при раскопках в Чичен-Ица (древней столице народов майя). В Интернете нередко можно найти ошибочные сведения о талисмане Мексиканских Игр Голубке Паломе, но подтверждения этому в авторитетных источниках нет. Так или иначе, первый талисман не имел особой популярности и коммерческого успеха».
Начнем с того, что хронологически первым талисманом был все же стилизованный лыжник Шюсс, активно продававшийся в виде различных значков и сувениров на Зимних олимпийских играх 1968-го года. Дальше еще интереснее. Действительно, в Чичен-Ице в одной из камер в основании пирамиды Эль Кастильо был обнаружен прекрасно сохранившийся каменный трон в виде фигуры рычащего ягуара, окрашенной в красный цвет. Глаза и пятна на шкуре сделаны из нефрита, а клыки - из перламутра.



Так выглядит археологическая находка, но изображения собственно талисмана не было и нет. Признаться, вся эта история казалась довольно сомнительной, а был ли ягуар?
И, наконец, последняя загадка - «ошибочные сведения о талисмане Мексиканских Игр Голубке Паломе», подтверждения существования которой авторы Википедии не обнаружили в «авторитетных источниках». Откуда же тогда взялись эти сведения?
Думаю, пришло время разобраться с этими загадками, а заодно рассказать о Мексиканской Олимпиаде. Она заслуживает нашего с вами внимания, хотя бы и потому, что здесь впервые в мире при решении масштабных задач решающая роль была отведена дизайну.
Мексика не самая богатая страна: возможности потратить на олимпиаду 2,7 миллиарда долларов, как это было в Токио-64, у устроителей не было. Здесь пошли другим путем: вместо широкомасштабного строительства олимпийских объектов, сделали ставку на графический и средовой дизайн. Именно дизайн преобразил Мехико - украсил дома и улицы, сделал город функциональным, современным и понятным, создал атмосферу праздничной фиесты.
Для этого оргкомитет XIX Олимпиады разработал широкомасштабную информационную программу, состоящую из двух этапов. Первый - создание Программы олимпийской айдентики: проектирование имиджа мероприятия и его продвижение во всем мире. Второй этап затронул непосредственное освещение в СМИ событий XIX Олимпиады. Особый характер, который Мексика хотела придать играм, был усилен отличительным стилем, созданным с этой целью в соответствии с Программой Олимпийской айдентики.
Известный мексиканский архитектор Педро Рамирес Васкес был назначен Председателем оргкомитета игр.



По результатам международного конкурса, объявленного оргкомитетом, под началом Васкеса была собрана команда дизайнеров:
- Эдуардо Террасас возглавил отдел городского дизайна;



- Беатрис Трюблад - отдел олимпийских публикаций;
- Мануэль Виллазон - студенческую команду дизайнеров;
- Питер Мэрдок - отдел специальных проектов;
- Отдел графического дизайна - Лэнс Вайман:



Ключевую идею фирменного стиля придумал сам Васкес. В одном проекте надо было соединить, казалось бы, несовместимые вещи - ультрамодную стилистику Оп-арта и традиционное искусство коренного населения Мексики. Надо сказать, что обращение к искусству индейцев было не менее актуальным и дело не только в отображении столь важной для любой олимпиады национальной специфики - в 1960-х гг. этнография и антропология переживали свой расцвет. Идея соединить в логотипе олимпийские кольца и цифру 68, так же принадлежала Васкесу.
Отправной точкой для дизайнеров послужили как археологические находки...



...так и современное декоративное искусство индейцев племени Уичоли.



Спроектированный Вайманом логотип задавал тон всей графической системе олимпиады. Визуально логотип прекрасно отображал местный колорит и как бы восклицал, что игры проходят в Мехико.







Исходящие из логотипа параллельные линии, создавали образ Мексики, как расширяющегося центра. Тема параллельных линий логотипа использовалась повсюду:
На почтовых марках:





В виде бетонных скульптур у входа на спортивные объекты:





В виде надписей на городских фасадах и принтов в интерьере:





На олимпийском факеле



На униформе олимпийского персонала (дизайн - Джулия Джонсон-Маршалл)





На воздушных шарах, отмечающих подъезды к олимпийским объектам





Как яркая раскраска площадей близ олимпийских объектов





На основе логотипа был спроектирован фирменный шрифт олимпиады



Этот шрифт использовался в оформлении монет и медалей



Для заголовков олимпийских публикаций



На входных билетах



Это стало имиджем олимпиады в Мехико.
В работе над спортивными пиктограммами Лэнс Вайман опирался, с одной стороны, на систему пиктограмм которую четырьмя годами ранее разработал японский график Юсаку Камекура (арт-директором программы оформления игр был Масару Кацуми) и на майянские глифы с другой стороны.



В своих пиктограммах Вайман, в отличие от токийских, не стал использовать изображение целой фигуры спортсмена или спортивного снаряда. Он ограничился фрагментами, сосредоточился на самых выразительных деталях (именно доколумбовы глифы натолкнули его на эту мысль)



Были разработаны пиктограммы для программы культурных мероприятий олимпиады



Пиктограммы сервиса



Применение шрифта и пиктограмм на спортивных объектах





Схема размещения на спортивных мероприятиях



Была разработана цветовая гамма. Вайман считал, что цвет и Мексика синонимичны. Поэтому он создал палитру ярких цветов обозначающих каждый вид спорта, каждый спортивный объект, основные маршруты передвижения по городу. Цвет был по всюду: на плакатах и журналах, на билетах и почтовых марках, на улицах и площадях.







Символ мира - белый голубь стал неофициальным талисманом (мексиканская олимпиада проходила под лозунгом «Игры мира»). Этот знак был создан Вайманом, как пиктограмма миротворческих мероприятий олимпиады, проходящих в рамках Культурной программы. Наклейки с изображением голубя быстро распространились по всему городу.



Среди околоолимпийской продукции замечен и, действительно, красный ягуар. Но это был скорее один из многочисленных олимпийских сувениров, стилистически и идейно не включенный в фирменный стиль олимпиады.



В отличие от ягуара, голубь мира царил в Мехико безраздельно, он встречался на форме спортсменов



На открытках



На билбордах



На флагах, украсивших мачты освещения



На наклейках



На украшениях



На посуде



На обложке пластинки с записью олимпийского гимна



На официальных значках участников соревнований



В конце 60-х студенческие волнения прокатились по всему миру. Досталось и Мексике. Студенческие организации Мексики и международные активисты борьбы за права человека за десять дней до открытия олимпиады устроили шествие по городу и при поддержке профсоюзов страны вывели на Площадь Трёх культур в столичном районе Тлателолко 15 тысяч человек. Главным лозунгом демонстрантов был «Мы не хотим Олимпиады, мы хотим революции!». Волнения были подавлены самым жестоким образом. Это был первый случай попытки самобойкота Олимпиады.



Голубь и другие элементы олимпийской айдентики революционно настроенные студенты трансформировали - в новом обличие граффити, листовок и рукописных плакатов они заполонили город. Голубь мира на этих рисунках был пронзен окровавленным штыком. Силуэты изображающие спортсменов стали силуэтами солдат разгоняющих демонстрантов. Пиктограммы спортивных мероприятий стали символами репрессий: дубинки, противогазы, бомбы, военные ботинки.





Дизайн системы навигации в городе и на спортивных объектах стал еще одной важнейшей составляющей олимпийской айдентики. Система цветных маркеров на флажковом оформлении мачт городского освещения и уличных указателях обозначала основные пути передвижения к спортивным и культурным объектам и помогала определить непосредственное местоположение. Эта система была дополнена уличной мебелью и картами на которых отмечались олимпийские маршруты и пункты назначения.









Отдел Террасаса при участии отдела Мэрдока создал специальные указатели, почтовые ящики, урны, киоски, все внутреннее и внешнее оформление участков соревнований.







Огромные стекловолоконные скульптуры, созданные в стилистике традиционных мексиканских фигур «Худас» стояли близ спортивных объектов, неподалеку от воздушных шаров и обозначали тематику спортивных состязаний проходящих в этом месте. Худас означает по-испански «иуды», и хотя это слово и происходит от имени ученика, предавшего Христа, они олицетворяют собой всякую нечисть и бывают самых разнообразных форм. Фигуры худас сжигают, а подарки, которые находятся внутри, раздают всем желающим.



Близ крупных стадионов размещались стелы с изображением логотипа игр.



Еще до открытия олимпиады, в июне-июле 1968 г. проект Программы Олимпийской айдентики был показан на XIV Миланской триеннале. Для этой выставки отдел городского дизайна построил павильон Мексики, который в плане представлял собой логотип олимпиады. В павильоне демонстрировались символы, эмблемы, публикации, воздушные шары проекты городской мебели и городской навигации.







Множество сувениров было изготовлено к играм













И наконец, была проработана режиссура и дизайнерское оформление церемоний открытия и закрытия игр.













Так что дизайн, его коммуникационный потенциал раскрылся в Мехико в полную силу. Впервые олимпийские игры превратились в масштабный дизайн-проект. До сих пор система навигации олимпиады в Мехико считается одной из самых лучших в мире.



В заключении небольшой видеоролик:

image Click to view



графический дизайн, айдентика, Мехико, Олимпиада

Previous post Next post
Up