Графический язык первых Всемирных юношеских игр

May 22, 2016 19:36



С 11 по 19 июля 1998 года в Москве проходили первые Всемирные юношеские игры. Игры прошли под лозунгом "Москва - открытый мир детства". Оргкомитет игр тогда возглавил мэр Москвы Ю. М. Лужков, рабочей группой руководил вице-мэр В. П. Шанцев, Исполнительной дирекцией Л. Б. Кофман. Этому событию были предоставлены все олимпийские атрибуты. Прежде Международный олимпийский комитет (МОК) разрешал их использование лишь на летних и зимних Олимпиадах.




Из Греции олимпийский огонь был пронесен через всю страну и на главной арене игр, в день открытия, от него зажгли олимпийскую чашу. Церемония открытия игр сопровождалась поднятием олимпийского флага и звучанием олимпийского гимна.



Более семи месяцев длился конкурс по отбору эскизов талисмана и эмблемы игр. Талисманом состязаний стал, как выразился Лужков, "сын или, если хотите, внук" легендарного олимпийского Мишки 1980 года - Мишутка. В конкурсе участвовало 172 работы. Здесь были и цыплята, и ежики, и зайцы, и белочки. Но победил Мишутка, созданный Валерием Качаевым и Андреем Колпиным, художниками московской анимационной студии "Пилот". На Олимпиаде Мишутка трудился в поте лица. Чудеса компьютерной техники оживили его, научили двигаться, бегать, плавать, фехтовать, играть в волейбол и баскетбол - словом, заниматься всеми 15 видами спорта, включенными в программу Игр. Телевизионные трансляции с каждой арены начинались десятисекундной юмористической заставкой с участием Мишутки. Подобные анимационные заставки использовались и в дни проведения Олимпиады-80.



Из 400 проектов эмблемы, присланных со всех концов страны и из-за рубежа художниками-профессионалами, любителями, студентами художественных училищ, жюри отобрало самые на его взгляд лучшие. Разработчики эмблемы-победительницы конкурса - член Союза художников России Андрей Семанков и член Союза дизайнеров России Игорь Шамилов.



Вот как охарактеризовал получившийся продукт искусствовед Сергей Иванович Серов: «Повсюду сегодня мозолит глаза эмблема Московских Игр: детские фигурки, как будто скачущие вниз по лестнице. Похоже на дизайн, но не дизайн. Похоже на знаковый лаконизм, но случайность соотношения пятна и фона выдает непрофессиональность безымянного автора. Похоже на лихость живого росчерка, но неуверенность линии свидетельствует о срисовывании, а не о рисовании». Ёмко, метко, остроумно, как и всё, что выходит из под пера Сергея Ивановича.



Надо сказать, что не все так просто было с выбором эмблемы юношеских игр. В стремлении получить логотип выполненный на высочайшем профессиональном уровне, поначалу организаторы решили обратиться напрямую к сообществу российских дизайнеров-графиков. С этой целью попросили как раз таки Сергея Ивановича, в те годы состоявшего членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства, организовать дизайнерский тендер на разработку логотипа игр. Несмотря на предупреждения Валерия Акопова, имевшего опыт общения со спортивными властями еще в 1980 году, Сергей Иванович принял это предложение и тендер был объявлен. В нем приняли участие такие звезды российского дизайна, как Юрий Гулитов, Юрий Сурков, Владимир Чайка. Безоговорочным победителем был объявлен Чайка.



Идея, действительно была блестящей: пять цветных точек, представлявших собой как бы зародыши, зерна олимпийских колец, которым еще предстоит стать кольцами, как юниору предстоит стать профессиональным спортсменом. В состав проекта Владимира Борисовича входило множество вариаций на тему знака. Собранные вместе, разноцветные точки вызывали однозначную ассоциацию с символом Московского фестиваля молодежи. Соединенные между собой в букву "М", обыгрывают идею "московскости". Заложенные на символ земного шара, усиливали звучание идеи глобальности, единения людей планеты. Получилась целая серия эмблем, дополняющих основную в разных информационных ситуациях.



На базе этой эмблемы из тех же точек, соединенных штрихами граффити, у Чайки вышел человечек - персонаж, которого он назвал Юниором и предложил сделать талисманом юниорских Игр. Получилось два в одном.



Затем следующий ход: талисман превращался в эмблему любого вида спорта. Складывалась система спортивных пиктограмм. Уже не два, а три в одном.



Однако организаторы Игр, в лице Валерия Павлиновича Шанцева, категорически заявили, что эти дизайнерские изыски спортивному миру непонятны. Символом игр стало то, что стало, а власть имущие зареклись впредь обращаться к дизайнерскому сообществу. Исключение делалось только для Гуровича, а с некоторых пор Лебедева.



Справедливости ради следует сказать - такой итог был предсказуем. Несмотря на блестящую идею, графическое воплощение всей системы предложенной Чайкой, получилось чрезмерно усложненным и запутанным. Да и обыгрывание идеи колец в итоге оказалось ненужным - организаторы игр получили добро от МОК на использование олимпийский колец в логотипе. Пиктограммы вышли излишне тяжеловесными, да попросту некрасивыми. Всё это лишний раз говорит о том, что даже маститому профессионалу следует точнее и глубже вникать в специфику предмета за разработку которого он берётся.

image Click to view



графический дизайн, Москва, праздничное оформление

Previous post Next post
Up