Об эвенкийском роде Гантимуровых в России стало известно во второй половине XVII в. До 1667 г. князь Гантимур служил китайскому богдыхану и принимал активное участие в нападении маньчжуров на Кумарский острог, возведенный русскими первопроходцами на реке Амур. Надо сказать, что дата появления Гантимуровых в России точно не определена. Согласно сведениям главы русского посольства в Китае Избранта Идеса, тунгусский князь со своими сородичами появился в России значительно раньше - в 1651 году. Предшественник Идеса, посол России в Китае Н. Спафарий (1636 - 1708), в 1675 г. в Иркутске "встретился с князем Гантимуром, который категорически отказался от возвращения в Китай. Князь говорил, что ему лучше покончить жизнь на русской земле, чем положить голову на плаху в поднебесной империи. Н. Г. Спафарий убедил князя, что его никогда не выдадут Цинам". В 1692 - 1695 гг. Идее делал ценнейшие записи о тех местах, по которым он проезжал по пути в Китай. Он описал свою встречу с Гантимуровыми (в частности, с сыном тунгусского князя Павлом Гантимуровым) в Забайкалье, где на долгие столетия осели княжеские потомки. Исход тунгусского князя из Китая и принятие русского подданства, по версии Избранта Идеса, были обусловлены тем, что Гантимур "попал в немилость китайскому богдыхану... и подался с подчиненной ему ордой в Даурию, стал под покровительство их царского величества". По другим сведениям, Гантимур был "родственником китайского богдыхана. Однажды он был послан со своим войском в Сибирь для завоевания Аргунского острога, но увидя "русских людей житие доброе и поревновав тому житию", решил вывезти из Китая своих жен, детей, родичей и поселиться в русской земле".
Происхождение княжеского рода Гантимуровых - еще одна загадка. Есть сведения, что они были потомками великих завоевателей Чингисхана, Тамерлана и Бабура. Российский посол Избрант Идее в записях путевого дневника указывал, что родовые корни эвенкийских князей Гантимуровых "уходят в страну нючженей, то есть маньчжуров". После выхода из Китая "тунгусской породы князь" Гантимур и его сын Катанай приняли православие. Произошло это по одним сведениям в 1682 г., причем "послухом у него при крещении был воевода Иван Власов", по другим сведениям, обряд крещения Гантимур со своим сыном прошли в День Святого Петра и Павла в 1684 г. и были наречены православными именами Петром и Павлом соответственно. Быть может, принимая веру православную, Гантимур обрел Свободу и Защиту, "зрение грехов, которое впоследствии устраняло бы от его народа тьму невежества и насилия". В 1685 г. 16 марта сын старого тунгусского князя Павел был возведен в князья и занесен в книгу российских дворян Московской губернии. Забайкальский Нерчинск стал новой родиной княжеского рода Гантимуровых. В середине 90-х гг. XVII века в Даурии (Забайкалье) обитали "конные и оленные тунгусы. Правителем конных тунгусов был Павел Петрович Гантимуров, урожденный Гатана Гентимар". В Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук хранятся документы XVII-XVIII вв. под общим названием "Списки Селенгинской и Нерчинской архивы", содержащие сведения об истории "объясачивания" Забайкалья. Они интересны тем, что в целом дают представления об отношении царского правительства к "аборигенной верхушке", в частности тунгусской, и их родичам: "выбирать от ясашных людей мягкую рухлядь (меха) ласкою, а не жесточью и правежем ..., чтобы от государева жалованья не отогнать и тем бы их не оскорбить".
Может быть, во многом благодаря личному примеру князей Гантимуровых к концу XIX века почти 80% тунгусов Забайкалья были обращены в православную веру. Очевидно, что крещение рода Гантимуровых положило начало православию эвенков.
Читать дальшеХазанкович Ю. Г.