Немного странно писать отзыв о событии, которое состоялось больше двух недель назад. Но просто хочется сохранить в памяти и дневнике некую заметку о показе Льва Харламова в рамках проекта Драма-talk. Дело в том, что показ вызвал острую дискуссию, которая началась еще в кафе Безухов и продолжались на фэйсбуке. На протяжении первых дней после показа я частенько размышляла обо всем, что говорилось, с кем-то внутренне соглашалась, с кем-то яростно дискутировала )) И это, в общем-то, мешало сосредоточиться на собственных впечатлениях. Так что мне захотелось, фигурально выражаясь, побыть в тишине и даже слегка позабыть кто что говорил, чтобы сформулировать свои пять копеек.
Итак, краткая вводная: эскиз пьесы «Невероятные приключения Юли и Наташи» (авторы Герман Греков, Юрий Муравицкий) был поставлен актером Львом Харламовым. Это история двух недалеких девчонок, которые обращаются к нечистой силе, чтобы воплотить свои незамысловатые мечты о богатстве и славе. По задумке Льва Харламова действие сопровождалось музыкальными номерами, которые давали дополнительную характеристику персонажам и некоторым ситуациям. Тут заканчиваются факты, начинаются субъективные впечатления.
Сама по себе история простая и довольно предсказуемая, тем более, что тема обращения за помощью к нечистой силе - сюжет расхожий. Причем, у меня эта история ассоциируется в меньшей степени с «Фаустом», а в большей - со сказками разных народов мира о простаках, которые не ведают, что творят, ввязываются в игру сил, которых не понимают. Но и в этой игре рано или поздно приходится встать перед моральным выбором. Так происходит и с героинями пьесы, которые по идее вообще-то не злые девчонки, а просто наивные дурочки. Только в отличие от сказок, где к финалу добро и зло раскладываются по полочкам, и за плохие поступки следует наказание, а за хорошие - воздаяние, в пьесе все не так однозначно. Ведь героини получили, что хотели, а муки ада, о которых они размышляют в конце, еще под большим вопросом. В общем, в этой простой истории есть о чем задуматься. И о том, куда приводят мечты и надо ли тебе туда на самом деле. И, если уж говорить о финале, о том, что с православной точки зрения, пока человек жив, у него всегда есть шанс покаяться и искупить самые страшные грехи. Правда, до настоящего покаяния тоже надо дорасти, и не факт, что эти девочки дорастут.
Героини Юля и Наташа находятся в центре внимания на протяжении всей пьесы. Поэтому их диалоги - это, пожалуй, самая главная фишка. Их речь - это местами просто узнаваемо, а местами и очень смешно. Фразу «Ты никогда ходишь ко мне на компромиссы», конечно, оценили и запомнили все, и она вполне способна стать мемом для тех, кто в курсе.
Что касается мата… Героини начинают материться (и сами друг друга одергивают) в тот момент, когда с ними начинает твориться чертовщина. Их мат - это выражение запредельного ужаса и отчаяния. Мне кажется, по жизни это довольно достоверно и хорошо работает как драматургический прием. Точка.
Теперь собственно о постановке. Мне кажется очень удачной затея с музыкальными номерами. На мой взгляд, они не только придавали дополнительный смысл происходящему и дополняли характеры героев. Для меня это были ироничные отбивки, позволяющие перевести дух от происходящего. Не знаю, почему, но мне важны эти актерские и режиссерские подмигивания типа «Не волнуйся, это все только игра!». И песенные номера получились как бы частью карнавального костюма или костюма героя комедии дель арте: вот это типаж гопника, вот это типаж черствой матери…
А песня «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!» - на мой взгляд, это почти манифест, но манифест наоборот. Когда я слушала, как актеры все вместе ее поют, я думала о том, что и создатели эскиз-показа, и зрители понимают, что словами этой замечательной песни и такими же прямолинейными поучениями в жизни современных подростков не научишь ничему хорошему, все эти серьезные назидания отскакивают от них как от стенки горох. И это была просто убийственная ирония и очень сильный ход. Тем страннее было потом в обсуждении услышать от кого-то, мол, хватит всей этой иронии, надо говорить серьезно. Ну не сработает сейчас это «серьезно»… По крайней мере, далеко не всегда работает.
Что в итоге… Не все в показе мне показалось понятным и оправданным, но в целом эскиз, на мой взгляд, получился очень интересным. Пожалуй, в моем личном рейтинге проекта Драма-talk он занимает второе место после эскиз-показа Елены Фирстовой.
И напоследок про сам проект. На обсуждении опять прозвучало и много критики, и много положительных отзывов. Если вспомнить про главную цель - знакомство с современной драматургией, то для конкретной меня эта цель не то, чтобы выполнена, но выполняется. Знаете, надо иметь большую мотивацию и много свободного времени, чтобы самостоятельно сидеть и читать в интернете новые пьесы. Проект позволил мне узнать хоть что-то в этом направлении и заинтересоваться в дальнейшем изучении вопроса. Понятно, что за шесть показов нельзя узнать все о современной драматургии, можно сделать лишь небольшой срез. Оставляю профессионалам судить о том, насколько этот срез оказался репрезентативен… Ну я а просто хочу продолжения ))