May 31, 2011 00:41
Рапорт
Ее Императорскому Высочеству
Великой Княгине Марии Владимировне
От Савельева Андрея Николаевича
Ваше Императорское Высочество!
Начальником Российского Имперского Союза-Ордена Г.А. Федоровым мне официально сообщено, что мое выступление 15 мая 2011 года на конференции «Самодержавие и прогресс» расценено Вашим Императорским Высочеством как личное оскорбление, за которое надлежит принести извинения.
Сам факт того, что мои слова истолкованы как оскорбление требует, с моей точки зрения, извинений. Я приношу Вашему Императорскому Высочеству такие извинения и заверяю, что ни в коей мере не желал и не ожидал того результата, о котором мне сообщил г-н Федоров.
Полагаю, что в сложившихся обстоятельствах Вашему Императорскому Высочеству будет крайне затруднительно принять мои извинения. Потому что обстоятельства созданы не только характером представления Вашему Императорскому Высочеству моих взглядов и поступков начальником Канцелярии Вашего Императорского Высочества г-ном Закатовым и часто сопровождающим его о. Никоном, но и условиями, сложившимся в течение достаточно длительного периода. В значительной мере они связаны с чувством ревности со стороны лиц, приближенных к Вашему Императорскому Высочеству. Эти лица не могут простить мне ни активной политической деятельности, ни статуса известного политика, ни статуса ученого - автора множества книг, доктора наук.
У меня нет никаких сомнений в том, что г-н Закатов не сообщал Вашему Императорскому Высочеству содержания тех документов, которые направлялись мной через Канцелярию или непосредственно Вашему Императорскому Высочеству и содержали весьма важные оценки и выводы, касающиеся монархического движения России и состояния российской государственности.
Для полноты информации о моей деятельности должен сообщить, что мои монархические взгляды сложились еще в 1992 году, в том же году я был представлен Вашему Императорскому Высочеству. В 1993 году я принимал активное участие в обеспечении визита Вашего Императорского Высочества в Россию. Именно моими усилиями как депутата Московского совета народных депутатов было обеспечено признание официального статуса визита со стороны московских властей, а также предоставление правительственной резиденции на Воробьевых горах.
В последующий период, весьма трудный для страны и для меня лично (что связано, прежде всего, с совершенным в 1993 году группировкой Ельцина государственным переворотом) мне приходилось заниматься преимущественно аналитической и научной деятельностью. В результате в 1996 году был выпущен уникальный сборник статей «Неизбежность Империи», к участию в котором мной были привлечены выдающиеся ученые и публицисты. В течение многих лет мной разрабатывалась теория государства, основы национального консерватизма, велась практическая работа по расширению влияния этой идеологии. В 1993-2001 гг. написанный по моей инициативе в соавторстве Манифест возрождения России был основополагающим документом Конгресса русских общин. В нем содержался раздел о самодержавии, в котором сказано: «монархистам следует на первое место ставить величие и мощь Российского государства, а не формальное и торопливое усвоение им монархических институтов. Только принятие такой позиции может выдвинуть монархистов в лидирующую силу государственно-патриотического движения». (Эта задача, увы, монархическим движением не исполнена. И ниже будет сказано, почему). В 2004 году мной была выпущена фундаментальная монография «Нация и государство», в которой обосновывалось представление о монархии как о наилучшей форме правления.
В 2005 году Ваше Императорское Высочество удостоило меня аудиенции в Мадриде, на которой мной была принята присяга. После 1917 года это была первая присяга депутата российского парламента не верность Империи и Династии. Вероятно, она до сих пор остается и единственной.
В том же году мной и моими друзьями по поручению Вашего Императорского Высочества проведена монархическая конференция и предприняты попытки создания монархического клуба. О причинах относительной неудачности конференции и причинах невозможности привлечения в монархический клуб достойных лиц мной был составлен Рапорт, содержание которого (я уверен) г-ном Закатовым до Вашего Императорского Высочества не доведено. В связи с личной незаинтересованностью г-на Закатова в успехе мероприятия, который снизил бы его роль контролера всех контактов Российского Императорского Дома в России и всех «легитимистских» организаций. Ради этих низменных целей в течение многих лет проводилась и проводится стерилизация монархического движения: истребление в нем всего актуального и необходимого для активной роли в политике.
В последующий период я имел честь ознакомить Ваше Императорское Высочество со своей деятельностью в статусе депутата, которой надеялся склонить государственные органы к признанию правопреемства Российской Федерации от Российской Империи (используя прецедент выплаты «царских долгов»), а также к официальным дипломатическим контактам российского МИД с Российским Императорским Домом. Никакой поддержки в этих делах со стороны Канцелярии я не получал. Напротив, мне известно, что г-ном Закатовым в контактах с официальными лицами Администрации Президента РФ мои доводы дезавуировались.
Среди недавних инициатив с моим участием - проведение конференции «Отречения не было», посвященных трагическим событиям февраля 1917. К сожалению, информация об этой конференции также не доведена до Вашего Императорского Высочества, хотя усилия с нашей стороны были предприняты. Примечательно, что «канцелярский круг» высказался категорически против интерпретации фактов истории, которые опровергают версию о том, что отречение состоялось, а в иных кругах эта интерпретация получила горячий отклик. Симптоматично, что даже название конференции доведено до Вашего Императорского Высочества в искаженном виде. Канцелярский принцип «не тревожить начальство», как я знаю, является для г-на Закатова и его круга основополагающим. Кроме того, косвенным образом позиция г-на Закатова в данном случае отражает его стремление признать действующим политический режим легитимным и тем самым получить обоснование тесных контактов с ним и получения от него подкупающего содействия. Именно для этого приходится признать легитимным и предшествующий режим, осуществившим изуверский план истребления Императорской Семьи.
В текущем году мной выпущена книга, обобщающая мой опыт работы в Государственной Думе и содержащая главу «Опыт монархиста», где статус РИД рассматривалтся как непреложный. В настоящее время в печати находится книга «Стать русским в России», написанная мной совместно с Борисом Виноградовым - ученым и авторитетным общественным деятелем. Мне не известно ни одного издания, которое было бы подготовлено двумя докторами наук и обосновывало необходимость монархии для нашей страны.
Для отражения моей позиции в отношении Российского Императорского Дома приведу цитату из своего интервью «Олигархия - путь смерти, монархия - путь возрождения», опубликованного 30 марта 2011 по завершении цикла статей в известном интернет-издании Агентство политических новостей: «Российский Императорский Дом продолжает нести важную миссию сохранения связи с периодом, оторванным от нас множеством изломов и разрывов преемственности. Вопреки двуличной власти, вопреки потокам клеветы связь с Империей в тяжелейших условиях изгнания сохранена. Фактически в этом институте мы имеем единственную легитимную инстанцию, оставшуюся от дореволюционного периода. Подавляющее большинство других потомков свергнутой династии, не входящих в РИД, не нашло в себе сил служить России и никаких прав на престол не заявляет. А “кирилловичи” смогли. Не без ошибок, но они до сих пор достойно несли свой крест».
Из приведенной цитаты вполне ясна моя позиция, которая наверняка была грубо искажена г-ном Закатовым при комментариях моего выступления на конференции.
Вот моя реплика, прозвучавшая 19 мая 2011 в эфире радио «Свобода»: «Прекращение органичного развития России в феврале 17-го года продемонстрировало, что как только народ отказывается от своей веры, от своей истории, прекращается и его достойное развитие, народ вступает в период постоянных нестроений, внутренних конфликтов, войн. Сейчас, к сожалению, люди с монархическим мировоззрением в нашей стране редкость, но те, кто действительно знает историю России, любит ее, неизбежно приходит к этим взглядам. Одни приходят через изучение истории, другие через обращение к традиции, третьи через православную веру. Я уверен, что через какое-то время монархические взгляды будут достаточно распространены и вполне естественны, и тогда историческая миссия государя-императора будет понятна, и его репутация будет отмыта от той грязи, которой его забросали в течение 20 века, и реальность восстановления монархии, думаю, вернется в нашу страну».
Моя политическая активность в течение многих лет сопровождается доносами от «демократической общественности», которая в депутатский период также была дополнена массированной клеветнической кампанией. Теперь к большой коллекции доносов добавился также донос г-на Закатова, поддержанный о. Никоном, который при личных встречах всегда демонстрировал дружелюбие, обманным образом вызывая у меня ответные чувства.
В данном случае донос выглядит особенно отвратительно, поскольку он унижает статус Вашего Императорского Высочества. Невозможно представить себе, чтобы президенту России или, скажем, мэру Москвы в спешном порядке докладывали, что о нем было сказано на камерной конференции, комментировали бы сказанное и предлагали «оргвыводы». Также мне не известно ничего о систематичной деятельности г-на Закатова или о. Никона против лиц, распространяющих клевету на Государя Императора Николая II или на Ваше Императорское Высочестве. Уверяю, подобных публикаций в современной России огромное количество. Мне лично приходилось многократно вступать в полемику с серьезным ущербом для собственной репутации, но никогда в этой полемике я не замечал присутствия лиц, связанных с г-ном Закатовым. Я не говорю уже о том, что на меня самого продолжают изливаться потоки брани в связи с присягой Вашему Императорскому Высочеству. Никогда и ни от кого я не получал поддержки и защиты от различных форм дискредитации.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что я в течение многих лет служу монархической идее и веду продуктивную деятельность, встречая со стороны Канцелярии Вашего Императорского Высочества только противодействие и доносы (насколько мне известно, последний донос не был единственным).
Донос, будучи делом постыдным, в данном случае является продолжением многолетней практики, целью которой является всяческое ослабление монархического движения в России, лишение его каких-либо политических перспектив. И все ради одного: обеспечить свой собственный статус при Вашем Императорском Высочестве. У меня нет ни малейших сомнений, что мотивы поведения указанных выше лиц именно таковы. Также я не исключаю, что имеются и другие - скрытые - мотивы, которые не позволяют идеям монархии иметь популярность среди населения выше нескольких процентов от численности населения, а популярности РИД - выше теперешних долей процента.
Создание между монархистами и РИД «буфера» в виде Канцелярии, отсутствие в Канцелярии сколь-нибудь компетентных в российской политике лиц привело к серьезным ошибкам, среди которых:
- заявление Вашего Императорского Высочества о безразличности к партийной принадлежности подданных,
- принятие содействия г-на Бабурина, имеющего в патриотическом движении крайне низкую репутацию (за его альянсы с коммунистами и тайные соглашения с властью против патриотических организаций) и явно поставленного контролировать монархическое движение по заданию его врагов,
- проведение процесса по реабилитации Государя Императора Николая II как жертвы политических репрессий (вместо требования признания режима большевиков преступным, убийства ритуальным и совершенным мятежниками с целью удержания незаконно захваченной власти).
Эти и множество других (более мелких) ошибок, включая также просчеты по части имиджа Российского Императорского Дома, искусственно снизили перспективы восстановления монархии в России и значимость РИД в российском обществе.
Поскольку г-ном Федоровым мне были любезно предоставлены фрагменты стенограммы моего выступления, признанные оскорбительными, позволю себе провести краткий анализ этих фрагментов, поскольку только их превратная трактовка могла придать моим словам вид оскорбления. (Замечу, что анализ политических текстов - моя профессия, а также часть моей правозащитной работы в качестве эксперта).
Фрагмент №1
Серьёзный вопрос текущего монархизма - это состояние Династии. Мы видим значительные проблемы, связанные с личными особенностями Членов Российского Императорского Дома. И я лично прихожу к выводу, что мы видим угасание, с прискорбием, этой ветви. Угасание физическое, волевое и духовное. Поскольку Династия безусловно (если представлять себе, чем мог бы быть Российский Императорский Дом) могла бы быть более многолюдной, более многочисленной, если бы была многодетной. И к сегодняшнему дню мы могли бы иметь Российский Императорский Дом, может быть, с десятками его Членов. На сегодняшний день мы видим, что либо численное угасание происходит на наших глазах, либо мы можем только надеяться на некую перспективу. Мы видим, что у наследников, у потомков Императора Кирилла I потомство не только не многочисленное, но и не породило известных учёных, деятелей культуры, мыслителей. И в последние годы мы видим ослабление самой самости монархизма, который исходит из Российского Императорского Дома (здесь и далее фрагменты текста отмечены Г.А.Федоровым - А.С.).
Готов признать, что столь откровенное обсуждение общеизвестных фактов может быть воспринято как оскорбление, и приношу свои извинения за этот фрагмент текста. Тем не менее, должен обратить внимание, что в нем указывается ключевая проблема: РИД не является значимым для российского общества институтом в силу своей малочисленности и малоизвестности. В указанном фрагменте мной выражено сожаление. К этому сожалению я присовокупляю свои извинения. Что, конечно, не может изменить реальности. Обсуждать эту реальность за пределами публичности уже невозможно в силу отсутствия какого-либо иного способа компенсировать негативную роль Канцелярии и каким-то иным способом донести до Вашего Императорского Высочества реальное положение дел. Сожалею, что это удалось сделать лишь ценой переживаний Вашим Императорским Высочеством негативных чувств.
Фрагмент №2
Я помню прежнее упорство Великой Княгини Марии Владимировны, которая не пошла на поводу у ельцинистов и не признала «екатеринбургские останки». Но годы сопротивления этому режиму, которые не собирается возвращаться к Традиции и даже не собирается сохранять Россию в ближайшие десятилетия, а просто её расторговывает и разоряет в пыль, видимо, привели к упадку сил. И сейчас мы наблюдаем за уступками. И не государственная идея исходит, мы видим, от Российского Императорского Дома, а идея всего лишь социального служения, социальной благотворительности. Публично признаны только общегуманитарные задачи. И публично признана равнозначность всех политических партий, в т.ч. коммунистической. Вряд ли это является какой-либо поддержкой монархического движения в России.
В данном фрагменте текста также отражены общеизвестные факты. Принижение роли РИД до декларации социальных ценностей и организации благотворительных акций, как я полагаю, связано также с деятельностью Канцелярии, создающей ненужные иллюзии сотрудничества с политическим режимом, который многократно демонстрировал враждебность не только монархии, но и исторической России в целом. Свидетельство об упадке сил, разумеется, может быть расценено как посягательство на престиж РИД. Ввиду того что оно таким образом и расценено, я приношу свои извинения.
Фрагмент №3
Мы видим гипертрофию прав Канцелярии Российского Императорского Дома. Мы видим очень слабую способность собирать сторонников, утрату некоей внешней царственности в публичных делах. При этом статус Наследников безусловно не отменяется Законом о Престолонаследии и не поставлен тем самым под сомнение. Но создаётся перспектива утраты потомками Императора Кирилла I своей миссии и ослабления монархического движения в целом, что, безусловно, нас не может не волновать.
В данном фрагменте роль идет исключительно о Канцелярии, ее неспособности собирать сторонников и представлять РИД как прообраз царствующей династии. Многолетняя деструктивная деятельность Канцелярии уже привела к ослаблению монархического движения, о чем на конференции говорил не только я. Реальная возможность утраты РИД своей миссии при ничтожной популярности среди граждан России более чем очевидна. Разве констатация тревожного положения дел может расцениваться как оскорбление? Разве крика Канцелярии есть оскорбление Вашего Императорского Высочества?
Известно, что понимание текста зависит от контекста (а также интонации, акцентов и проч.). В контексте конференции никто из ее участников не заметил никаких признаков оскорбления. И только в контексте доноса г-на Закатова образовались признаки иного контекста.
Из сказанного следует, что скандал, организованный г-ном Закатовым и о.Никоном, идет вразрез с интересами монархического движения, находясь при этом в русле сложившейся стратегии Канцелярии. За скандалом пытаются скрыть выраженное на конференции недоверие к г-ну Закатову и неприемлемость для монархистов его деятельности.
Должен заверить, что ни мои взгляды, ни верность присяге не будут поколеблены доносительством со стороны указанных лиц.
Еще раз приношу Вашему Императорскому Высочеству свои извинения за те неприятности, которые связаны с моим выступлением. Надеюсь, что настоящий Рапорт откроет Вашему Императорскому Высочеству один из непростых аспектов деятельности монархистов в России - как искренне стремящихся к возрождению монархии, так и имитаторов, предпочитающих «картонные декорации».
Искренне желающий Вашему Императорскому Высочеству всех благ,
А.Н.Савельев
Монархия