Эдвард Хоппер (1882 - 1967)
Американский художник, реалист. С очень узнаваемым стилем и очень узнаваемым настроением в картинах. Вот одна из самых известных:
"Полуночники" (1942, Чикагский институт искусств)
Критики любят называть Хоппера "поэтом пустых пространств". И действительно - типичный хопперовский сюжет: опустевшие улицы, пустые дома (ещё один расхожий штамп у критиков в отношении Хоппера: "портреты домов")...
"Аптека" (1927, Музей изящных искусств, Бостон)
"Семь утра" (1948, частная коллекция)
А вот эта картина положила начало знаменитому Нью-Йоркскому музею современного искусства (МОМА) - первое приобртение в его коллекции:
"Дом у железной дороги" (1925. МОМА, Нью-Йорк)
Люди, если и присутствуют, то как-то в сторонке, в уголке - даже если написаны в самом центре полотна.
"Вечер на Кейп-Код" (1939. Национальная галерея искусства, Вашингтон)
"Нью-Йоркский офис" (1962, Музей изящных искусств. Монтгомери)
"Автомат" (1927, Центр искусств, Де-Мойн)
Люди у Хоппера кажутся бесконечно одинокими. Ощущение усиливает необычный безжизненный свет и полное отсутствие движения. Жизнь как будто замерла. Люди тоже замерли - прямо посреди дела. Время остановилось.
"Солнечный свет на втором этаже" (1960, частная коллекция)
"Солнце в кафетерии" (1958, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен)
"Заправочная станция" (1940, МОМА, Нью-Йорк)
Когда я был совсем маленьким, летние каникулы я проводил в доме у бабушки. Выйдешь после обеденного сна на улицу - солнце жарит, ни ветерка, ни один листик не шелохнётся, на улице никого (все попрятались в тень). Из звуков только жужжание насекомых - а кажется, что это сам зной полуденный так звенит.
И на мгновение возникало ощущение, что в мире остался только я один. Не могу сказать, что неприятное - я же знал, что бабушка где-то в огороде, мальчишки соседские скоро выйдут, да и мама вечером с работы заедет. Вот Хоппер у меня такие же ощущения вызывает.
"Утро в Южной Каролине" (1955, Музей Уитни, Нью-Йорк)
Многие картины Хоппера похожи на подглядывание.
"Ночные окна" (1928, частная коллекция)
"Комната в Нью-Йорке" (1932, Художественный музей Шелдон, Небраска)
"Ночное совещание" (1949, Художественный музей, Уичито)
А теперь ещё несколько работ без людей:
"Закат на железной дороге" (1929, Музей Уитни, Нью-Йорк)
"Комнаты у моря" (1951, частная коллекция)
По последней работе особенно хорошо видно, что несмотря на реалистичность и классическую технику, Хоппер - деятель современного искусства (не в смысле - современного нам, а в смысле - contemprorary). Невообразимый сюжет и композиция для классической живописи.
Про биографию ничего не пишу - потому что писать особо и нечего. Вообще, говорят, что чуть ли не все сведения о жизни Хоппера почерпнуты из дневника его жены. А бракосочетались они, когда им обоим было около 40 - и, судя по всему, мистер Хоппер был первым мужчиной миссис Хоппер.
Успех на поприще живописи пришёл к нему достаточно поздно - до этого он зарабатывал на жизнь, работая в рекламе. Впрочем и прожил он достаточно долго - 85 лет. Теперь же считается одним из главных американских художников.
Закончим автопортретом.
"Автопортрет" (1930, Музей Уитни. Нью-Йорк)
Пожалуй, пока хватит реализма - в следующий раз обратимся к сюрреализму. Какой художник первым приходит в голову при слове "сюрреализм"? Вот будет не про него.