Итальянский язык вообще очень музыкален, а с таким именем, как у сегодняшнего героя - только художником и быть.
Амедео Модильяни (1884 - 1920)
"Лежащая обнаженная" (1917, частная коллекция)
Эта лежащая обнаженная (у Модильяни их много - позже я ещё покажу) занимает третью строчку в списке самых дорогих картин. Модильяни - один из самых известных и популярных художников начала XX века. Безошибочно узнаваемый. Но это как раз тот случай, когда признание пришло к художнику после смерти. Впрочем, Модильяни сделал многое, чтобы её ускорить...
Родился в Италии, в Тоскане. В этом чудесном краю Амедео умудрился вырасти чрезвычайно болезненным - ещё в детстве и юности перенёс плеврит, брюшной тиф, туберкулёз (который в итоге и сведёт его в могилу). Среди биографов популярна легенда, что именно в болезненном бреду его посетила идея рисовать. Как бы то ни было, он начинает учиться рисованию. Перебирает художественные школы - в родном Ливорно, Флоренции, Риме, Венеции... Среди прочего обучается в заведении с удивительным названием - Свободная школа живописи обнаженной натуры. Впрочем, большинство своих обнаженных натур Модильяни напишет позже - в 1917-1918 годах, в Париже.
"Лежащая обнаженная (на левом боку)" (1917, частная коллекция)
"Лежащая обнаженная (со спины)" (1918, Фонд Барнса, Филадельфия)
"Сидящая обнаженная (со сложенными руками)" (1918, коллекция)
"Стоящая обнаженная" (1918, частная коллекция)
Одетых людей Модильяни тоже рисовал, разумеется. Вообще он очень интересный портретист - и портрет практически его единственный жанр. Но я сильно вперёд забежал, давайте всё-таки по порядку.
Поскитавшись по Италии, Модильяни в итоге оказывается в Париже - центре тогдашней художественной жизни. И становится неотъемлимой частью парижского художественного бомонда: Пикассо, Сутин, Утрилло - все там. По разным "измам" всю эту компанию классифицировать - с ума сойдёшь. Поэтому и придумали название "Парижская школа".
"Портрет Пабло Пикассо" (1915, частаня коллекция)
"Портрет Хаима Сутина" (1916, частная коллекция)
Наш соотечественник:
"Портрет Леона Бакста" (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
Правда, картины его успехом не пользуются - гремит Модильяни на весь Монпарнас не картнами, а своим антиЗОЖем: алкоголь, наркотики, скандалы. И бедность. При всём при этом пользуется огромным успехуом у женщин: видно, дамы всё-таки любят плохих парней, да и хорош собой Модильяни.
Был у него роман и с одной известной русской поэтессой:
"Обнаженная женщина" (1911, частная коллекция)
Узнаваемый профиль? Ещё один рисунок:
"Анна Ахматова" (1911)
Несмотря на такой разугльный образ жизни, Модильяни таки встретил свою музу - Жанну Эбютерн.
"Портрет Жанны Эбютерн" (1918, частная коллекция)
Познакомились они в 1917 году. Моди было 33, Жанне - 19.
"Портрет сидящей Жанны Эбютерн" (1918, частная коллекция)
Между прочим, довольно легко опознать на портретах жен художников. Процесс им привычен, поэтому они не стараются красиво позировать, а сидят с довольно скучающим видом. Думают, наверное: "давай уже побыстрее, дел полно" :)
"Портрет Жанны Эбютерн с шейным платком" (1919, частная коллекция)
"Портрет Жанны Эбютерн" (1919, частаня коллекция)
Искусствоведы любят говорить о скульптурности форм Модильяни. Какое-то время Модильяни занимался и скульптурой - и, в общем-то, скульптуры его не особо отличаются от его картин:
Манера узнаваема: вытянутые лица, упрощенные черты, резкие линии... А как насчёт портретного сходства?
Фото Жанны Эбютерн:
Надо сказать, пратия Жанне досталась не очень завидная - Модильяни продолжал пить и гулять, даже когда у них родилась дочка. Картины по прежнему продавались плохо, на плаву его поддерживали меценаты - Поль Александр, Леонид Зборовский. Но Жанну, видимо, это не смущало. Она забеременела во второй раз, и Модильяни собрался жениться на ней официально. Но не успел. Закончилась их история драматически. Модильяни умер от туберкулёзного менингита, а на следующий день беременная Жанна выбросилась в окно.
Закончим ещё одним портретом Жанны.
"Портрет молодой женщины" (1918, Художественная галерей Йельского университета, Нью-Хейвен)
В следующий раз вернёмся на Родину. Будет искрящийся на солнце снег и художник, чьи заслуги перед русским искусством не ограничиваются написанием картин.