Любимые художники. Жан Оноре Фрагонар

Jun 15, 2018 09:00

XVIII век был, на мой вкус, самым скучным в истории европейской живописи. Позади остались славные времена ренессанса и барокко. Впереди - романтизм, жесткий реализм и художественные революции XIX-XX веков. А что же век XVIII? "Галантный век" - век земных наслаждений, фавориток и фаворитов, легкомысленных романчиков, вееров, смешных костюмов и ещё более смешных париков - требовал и соответствующего художественного стиля. Рококо - такой же вычурный и легкомысленный, как и его название. Но этот стиль пришёлся впору моему сегодняшнему герою.

Жан Оноре Фрагонар (1732 - 1806)

Начнём с одной из самых известных его работ - своеобразного живописного гимна Галантному веку.
"Счастливые возможности качелей" (1767, Собрание Уоллеса, Лондон)


Барышня взмывает вверх на качелях, открывая свои прелестные ножки притаившемуся в кустах кавалеру. Девушка явно в курсе его присутствия, а вот догадывается ли об этом тот, кто раскачивает качели? И кто это вообще? Уж не муж ли красотки? Интересно, что придумал этот пикантный сюжет не художник, а заказчик - некий высокопоставленный француз, который собирался украсить этой картиной свою тайную квартирку для свиданий.

Чувственность и эротизм - визитная карточка Фрагонара. И выражает он их не обнаженными телами, а вот такими пикантными сюжетами.

"Задвижка" (1777, Лувр, Париж)


"Поцелуй украдкой" (1780-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург)


Обратите внимание, как реалистична ткань платья - это одна из поздних работ, и, возможно, тут уже заметны художественные тенденции грядущего XIX века.

"Выигранный поцелуй" (1760, Эрмитаж, Санкт-Петербург)


Фрагонар быстро становится модным и успешным художником. Фаворитка Людовика XV, графиня Дюбарри, заказывает ему 4 крупных картины для оформления садового павильона. И Фрагонар создаёт серию из четырёх работ под названием "Любовные приключения" (другое название - "Стадии любви"):

"Преследование" (1771-1772, коллекция Фрика, Нью-Йорк)


"Свидание" (1771-1772, коллекция Фрика, Нью-Йорк)


"Венок возлюбленному" (1771-1772, коллекция Фрика, Нью-Йорк)


"Признания в любви" (1771-1772, коллекция Фрика, Нью-Йорк)


Графиня кинула Фрагонара с деньгами и отвергла картины. Вроде как художник до конца жизни хранил их у себя дома и даже дополнил серию. Сейчас все картины цикла находятся в одном месте - в частном музее Фрика, в Нью-Йорке.

Но сводить всё творчество Фрагонара к жанровым и любовным сценкам было бы неправильно. Был он и портретистом неплохим.

"Читающая девушка" (1770-е, Национальная галерея искусств, Вашингтон)


"Портрет Мари-Мадлен Гимар " (1769, Лувр, Париж)


"Портрет Дени Дидро" (1769, Лувр, Париж)


Но мода и слава - вещи непостоянные. Во Франции случилась революция, и гедонистический рококо уступил место идеологически правильному и серьёзному классицизму.
Фрагонар, судя по всему, в новую реальность не вписался. Да и смерть его получилась вполне в духе рококо: Фрагонар пришёл утром в одно из парижских кафе, заказал мороженое, сел за столик, задремал и больше не проснулся.

Ну и закончим работой, за которую в наши ханжеские времена Фрагонар мог бы поиметь серьёзные проблемы.
"Девочка в постели, играющая с собакой" (1772, Старая Пинакотека, Мюнхен)


Вот что интересно: со времён Раннего Возрождения художники рисовали обнаженную натуру, но прикрывали её античными сюжетами. А Фрагонару для передачи эротизма пришлось своих героев одеть. В следующий раз продолжим гнуть эротическую линию (заранее предупреждаю), но уже будет много обнаженных - преимущественно лежащих, но иногда и в других позах.

любимые художники, изо, Фрагонар

Previous post Next post
Up