Любимые художники. Илья Репин

Jun 01, 2018 09:00

В прошлый раз я обещал, что сегодня будет Ренессанс - но отложу его на следующую пятницу. А сегодня без очереди влез главный фигурант арт-новстей уходящей недели.

Илья Репин (1844 - 1930)

Не могу сказать, что сильно люблю Репина - но обойти стороной Илью Ефимыча, конечно, нет никакой возможности. Пожалуй, величайший русский художник всех времён. Классик уровня Толстого и Чайковского.

Ну и начнём, собственно, с повреждённой картины.
"Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года" (1885, Третьяковка)


25 мая сего года, некий посетитель Третьяковки, тяпнув водки в буфете (вот не знал, что в Третьяковке продают водку - в следующий раз проверю), попытался видимо предотвратить смертоубийство и напал на полотно со стойкой ограждения в руках. Причем это уже не первое нападение на картину, да и вообще она за время своего существования натерпелась разного. Картину купил Третьяков, но Александр III запретил её выставлять публично. Справедливости ради, продержался запрет всего несколько месяцев. Первое нападение на картину произошло в 1913 году - некий Абрам Балашов, иконописец, старообрядец, 20-летний сын мебельного фабриканта , исполосовал картину ножом. Уже в наши просвещённые времена (в 2013) показ картины снова пытались запретить - дескать, порочит честь и достоинство Ивана нашего Васильевича, и вообще оскорбляет патриотические чувства. Ваши оскорбляет?
После свежего нападения, карину обещают отреставрировать (благо, повредилась не сильно) и заключить в специальный саркофаг - аки Джоконду какую. Ну что ж, в наши времена торжествующего мракобесия мера не лишняя - впору вообще все музеи под саркофаг поместить, а то мало ли, кто и чем ещё оскорбится.

Кстати, интересная деталь: это в народе картина бытует под названием "Иван Грозный убивает своего сына", на самом деле официальное название у неё несколько другое (см. выше). Да и на картине Грозный не убивает, а обнимает сына и рану зажимает рукой. Ну это я так, к слову...

Репин работал во многих жанрах: историческая живопись, жанровая, портрет парадный и психологический... Во всех весьма успешно и продуктивно. Давайте по главным хитам пройдёмся.

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891, Русский музей)


"Не ждали" (1888, Третьяковка)


"Крестный ход в Курской губернии" (1883, Третьяковка)


Её надо если не в оригинале, то хотя бы в большом размере смотреть: там столько персонажей интересных - есть, что поразглядывать.






"Бурлаки на Волге" (1873, Русский музей)


"Бурлаки", конечно, моему самарскому сердцу наиболее отрадны - ведь работал над картиной Репин в наших краях, за Волгой, в Ширяево.

Вот оно - сегодняшне Ширяево (подробнее про него здесь: https://savin-andrey.livejournal.com/tag/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%B2%D0%BE)


Сейчас там музей Репина, и вообще он весьма почитаем у нас в Самаре.
Вот, например, памятник репинским "Бурлакам" на самарской набережной:


"Бурлаки" висят в Русском музее. Я там не был (да-да!), но "Бурлаков" живьём видел  - лет 15 назад они приезжали с гастролями в Самару. А в Третьяковке есть версия с другого ракурса:
"Бурлаки, идущие вброд" (1873, Третьяковка)


От жанровой и социальной живописи перейдём к портрету.

"Портрет композитора М.П. Мусоргского" (1881, Третьяковка)


Этот портрет стал каноническим - в любой биографии Мусоргского он обязательно будет. А между тем, написан он был в больнице, куда Мусоргский угодил с приступом белой горячки - отсюда красный нос и мутный взгляд. Вообще у Репина большая галерея портретов тогдашних знаменитостей всех сфер - есть и писатель Толстой, и писатель другой Толстой, и писатель Тургенев, и физиолог Сеченов, и хирург Пирогов, и государственный деятель Столыпин, и много кто ещё... А без героя следующего портрета, вообще неизвестно что было бы с русским изобразительным искусством.

"Портрет П.М. Третьякова" (1901, Третьяковка)


Вообще это самое русское изобразительное искусство к концу XIX века достигло наконец своей зрелости. Да и не только изобразительное - Толстой, Достоевский, Чайковский, Глинка, передвижники... Пресловутая "гонка за Европой" закончилась  - догнали, и осмелели делать что-то по своему. В мире, наверное, эти художники известны не так, как русские авангардисты - что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. В конце XIX в России появилась целая плеяда художников мирового уровня, при этом достаточно самобытных, чтобы можно было говорить о русской живописи, как о явлении. И Репин, конечно, тут был одной из ключевых фигур. А если начать перечислять его учеников - а среди них и Кустодиев, и Серов, и Грабарь, и Малявин, и Остроумова-Лебедева...

После революции Репин невольно стал фином: его усадьба "Пенаты" в Куоккале (теперь называется Репино) оказалась на территории Финляндии. Советские власти уговаривали Репина перебраться в СССР, была даже соответсвующая резолюция Сталина об этом - но Репин приглашения проигнорировал. Я был в репинcких "Пенатах" - симпатичный домик со сложной застеклённой крышей - внутри много света. Вокруг большой тенистый парк с комарами, а недалеко - берег Финского залива. В эти годы Репин писал мемуары и работал уже не так интенсивно, как раньше. Вот одна из поздних работ для сравнения.

"Гопак" (1927, частная коллекция)


В Куоккале Репин и умер.

Закончу по традиции Репиным, которого можно увидеть в Самаре.

Два огромных монументальных портрета из коллекции самарских купцов Шихобаловых.

"Портрет А.Г. Рубинштейна" (1915, Самарский областной художественный музей)


"Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году" (1914, Самарский областной художественный музей)


Небольшой пейзажик (редкий жанр у Репина), написанный в районе Ширяево - на заднем плане виден Царёв курган, ещё не съеденный карьером.
"Волжский пейзаж с лодками" (1870, Самарский областной художественный музей)


А вот эта - вообще одна из моих любимых картин в коллекции самарского музея:
"По следу" (1881, Самарский областной художественный музей)


Небольшая картина, в огромной раме - не знаю чем она притягивает, но всё время залипаю перед ней...

На этом всё. Надеюсь, ничего экстраординароного больше не произойдёт, и в следующий раз рубрика вернётся к своему плавному течению.

Репин, любимые художники, изо

Previous post Next post
Up