You can watch this video on www.livejournal.com
На 30 июня в Петербурге было назначено открытие выставки современного искусства «Пространство тишины» (
http://www.gif.ru/afisha/nepokorennye-17/) на заводе Красное Знамя - ткацкой фабрике - одной из наиболее амбициозных проектов первой пятилетки в Советском Союзе, на территории которой располагается единственное здание в России, построенное по проекту Эриха Мендельсона, одного из крупнейших архитекторов конструктивизма.
То есть «пространство тишины» разворачивается в пространстве полном символического и социального смысла, месте, еще недавно заполненном шумом труда.
Ну и что в этом «такого»?
Еще до открытия выставки и ознакомления с экспозицией, мы были поражены риторикой анонса - претенциозным манифестом нового поколения художников, точно констатирующего его реакционный пафос, прославляющий сакральный акт творчества и призывы удалиться во внутренний мир с целью духовных поисков за пределами окружающий нас социальной жизни.
Да современная жизнь России, с ее откровенным презрением ко всему социально ангажированному, ставящему под вопрос сложившийся порядок вещей, внушает нам глубокое отвращение. Значит ли это, что мы можем уйти в некий «свободный мир» личного спасения? НЕТ. Искусство и сегодня в состояние глубокого паралича всех гражданских форм жизни может и должно искать возможности заявить свое несогласие с насаждаемыми формами холуйства…
Только на этом пути оно сможет обрести и свое бескомпромиссное эстетическое качество.
Сегодня вам нет дела до того, что эта выставка является откровенным шагом в процессах перераспределения недвижимости в Петербурге. Нет дела до серии откровенных манипуляций с охранным статусом самого завода "Красное знамя". Есть некий владелец Игорь Бурдиский, с далеко идущими планами по "реконструкции участка земли под современные нужды" - гостиница, шоппинг центр, элитное жилье и, конечно же, благословить подобную трансформацию места должен проект выставочного центра современного искусства или даже музея, как его иногда называют.
Однако, если по части освоения всей коммерческой программы у нас нет сомнений в ее успешной реализаций, то полная недоговоренность по части культурной (кто отвечает за создание музея? какова его концепция? насколько этот музей окажется заложником вкусовщины его владельцев, не имеющих никакого понятия о современном искусстве?) да и самого статуса памятника - не станет ли он чисто декоративным элементом - новоделом, присвоенным новой буржуазией для своих убогих развлекательных целей - нечто среднее между мини-зоопарком, рестораном, аквапарком и бутиком?
Мы, Лаборатория Поэтического Акционизма, считаем, что скорее пришло время говорить:
- о превращении города в территорию абсолютно никем и ничем не ограниченной спекуляции в области недвижимости, финансирования и перераспределения пространств в пользу небольшой категории богатых, решающих как и чем они готовы поделиться с городом и какая культура будет «процветать» на территории их владений
- о современном искусстве как авангарде процессов переделки собственности (джентрификации), пассивно способствующему спекулятивному и корыстному интересу девелоперов и чиновников.
- о необходимости привлечения широкой сети экспертов и творцов для обсуждения роли музея в современной публичной жизни города
Но для начала, чтобы быть услышанными, мы решили прорвать пространство тишины шумом самой истории этого места*, наполнить завод подобающим ему лязгом и звоном, дать голос стенам фабрики, которые сталкиваются с «пространством тишины» современного искусства в момент своего окончательного уничтожения.
И в какой-то момент пролетарский дух, витающий в этих стенах, сумел локализоваться в поэте Осминкине и обратиться через него к художникам, как наиболее обнадеживающим во всем этом предприятии фигурам, способным отрефлексировать то, чему служит их нематериальный труд.
* в саунд треке акции смикширован звуковой ряд фильма Дзиги Вертова «Энтузиазм. Симфония Донбасса» и музыкальная композиция композитора ….
Лаборатория Поэтического Акционизма, 30.06.2009
Реплика участника
Одна девочка пишет у себя в livejournal, что из-за пыльных полов перепачкала платье, пока рассматривала экспозицию. Другой мальчик пишет на look at me, что наша акция была смешна и неуместна, потому что какое там буржуазное искусство, если художники делали все на свои деньги. Мы очень радуемся, когда читаем такое. Это вооружает нас на новые акции. Потому что предельная цель любой акции - это перемена ума её реципиента. Ведь акция - это всегда насилие. И прежде всего - это насилие над собой. Цель акции? Она предельно проста: мы против тишины здесь и сейчас.
Здесь - это значит на ткацкой фабрике Красное Знамя, которая вынуждена пребывать в этой тишине с начала 2000-х, с тех пор как на ней остановился последний станок. Мы против приспособления некогда живой материи производства в тихий уголок своей души.
Сейчас - это значит в тот момент времени, когда исход внутрь своего тихого духовного мира сродни предательству. Принято говорить, что художник никому ничего не должен - и это правда. Но художник сегодня - это не только поставщик эстетического на рынок арт-услуг, но в равной степени и режущая кромка этического. Если не он, то кто вообразит для нас то будущее, которым бессознательно грезит каждый. Поверьте, никто бы не стал делать никаких акций на Арт-Москве, потому что там все предельно ясно. Там никто не лицемерит - все честно торгуют собой. Здесь же, мы обращались прежде всего к самим художникам, потому что верим - они способны не только на умиротворение в ложном консенсусе, не только на самоуглубленный сиречь самовлюбленный эскапизм. Они способны узнать себя в анонимном труженике этой фабрики. Способны не забиваться по углам в инфантильной неге пустого эстезиса, а к возрождению прерванного проекта «труда как творчества». А это, в свою очередь, дает надежду новым анонимным труженикам на освобождение из тюрем отчужденного труда.
Нехватка - вот что нами движет. Нам не хватает нас самих здесь и сейчас. И поэтому мы вынуждены взяться за воображаемое. У нас перед глазами стоял опыт лофт-проекта Этажи. Первый в Петербурге лофт воспринимался с осторожным энтузиазмом - вот мол, европейская практика переоснащения промышленных зданий в центры современных искусств добралась и до нас. Но все мы свидетели того, во что это вылилось. Этажи сегодня - такой же дворец консьюмеризма, как и обычный торгово-развлекательный центр, только удовлетворяющий более возвышенные потребности более взыскательной публики. В случае с Красным Знаменем сомнений уже не было - молчать здесь нельзя, иначе между стилизованными ткацкими станками томные официантки будут разносить коктейли также как они это делают на бывшем хлебо-заводе в Этажах. Иначе на месте цехов вырастет элитное жилье и офисы класса А, и флагман производства коллективного продукта будет переведен в товарно-денежную форму и погребен под капиталистической тотальностью. А значит, будет погребена и сама идея возможности новой общности.
Вы спросите нас, что может изменить жалкое дадаистско-футуристическое подобие перформанса? Отвечаем: борьба за символическое заложена как в самом акте, так и в травме, которую он вносит в гладкую повседневность. Совершая перформативный акт на фабрике Красное Знамя, мы лишь немножечко приоткрываем горизонт возможности другой субъективности, другого мира, мира вместе с Другим, а не мира с самим собой.
Роман Осминкин
Текст листовки:
Время говорить!
Вы, молодые, неужели вам настолько нечего сказать,
что вы решили вступить в гостеприимное пространство тишины?
Знаете ли вы, самоуглубленные, что на заводах обычно приходится кричать?
Потому что здесь обычно шумит работа.
С вами поступают нечестно, противопоставляя крику современной культуры «разговор искусства с самим собой».
В эпоху авангарда создавалась культура, избавленная как от серости отчужденной повседневности, так и от обносков клерикализма, перепавших искусству. Именно тогда творчество было возможно не вопреки, а благодаря труду. Упразднялось отделение труда от творчества.
Неужели вы поверили, что это пустое пространство, которое можно освоить под «томление о невыразимом, интуитивном, духовном поиске».
Всего этого бы никто и не заметил, если бы вы не оказались заброшены цинизмом или безграмотностью кураторов как раз на Фабрику Красного Знамени - флагман пролетарской архитектуры 20х годов, оказывающийся сегодня всего лишь лакомым куском для девелоперов.
Ваше сакральное безмолвие - прекрасный фон для перекройки всей городской среды, где уже не останется живого пространства для ваших и других голосов.
Но сам шум истории и труда в этих стенах заглушает стерилизуемое пространство тишины.
Если вы не хотите замечать этого, мы напомним вам о нем децибелами симфонии заводов того гордого времени, внуками которого являетесь и вы
Нет - вечности и тишины! Есть шум истории! Пора пробовать голос!
Лаборатория Поэтического Акционизма, 30.06.2009
Источник
http://community.livejournal.com/dspa/81451.html,
а также:
http://gadkaya-zebra.livejournal.com/19431.html