Фолийная сага "Песнь о Синклере" оказалась довольно неожиданной и оттого радостной находкой, ибо никто из писавших когда-либо о фолии, не упоминал о существовании ее шведской версии.
Обнаружением "Sinclairvisan (La Folia)" Ваш покорный слуга обязан джазовой интерпретации "Песни о Синклере", созданной композитором и пианистом Яном Йохансоном (Jan
(
Read more... )
Comments 24
тут, думаю, не какой-то сознательный отказ, а как раз шаблоны вариационной формы, как она понималась к тому времени...
а для джаза или рока этот принцип вполне характерен...
Reply
Reply
у Листа рапсодии с одной стороны идут (венгерские) от венгерских танцев - с их медленной и быстрой частью ("лашан" и "фришка"), с другой стороны - от концертных виртуозных парафраз на оперные темы, где могла быть сильная мешанина из тем...
опять же - все эти темы в значительной мере просто повод, вряд ли Листа могло сильно интересовать следование старинным формам... и вряд ли он в них хорошо ориентировался...
Reply
Быть может, близко зная "Вариации" Рахманинова, "Рапсодию" Листа и принципы развития вариаций, Вы смогли бы что-нибудь объяснить Вашему покорному слуге.
"Вариации" Рахманинова, как ни крути, совсем уходят от фолии (вот сейчас сижу и нарочно переслушиваю).
Когда-то мне попалась довольно любопытная ветка на Форуме "Классика", посвященная как раз "Вариациям" Рахманинова и истории их создания.
Так вот кто-то там написал, что Рахманинов совсем не имел представления об испанских фолиях (и это незнание одной из столбовых тем музыкального барокко было высмеяно одним из американских музыкальных критиков).
Reply
вариации на basso ostinato, конечно, были известны Рахманинову - по Баху или Генделю, но это был ни разу не указ ему в написании вариаций... до барочной стилистики ему просто дела не было...
но это не его вина - это нормальное отношение композитора, условно говоря, "романтической" эпохи...
Reply
ведь от этих авторов мы не требуем "аутентизма"... думаю, в такой же мере странно требовать его и от Листа или Рахманинова...
Reply
Думаю, и Лист, и Рахманинов знали испанскую музыку гораздо лучше, чем может показаться... Они и "Dies irae" вовсю использовали, а не только фолии... А Глинка так вообще считается "воскресителем" испанской народной музыки :)
Reply
насчет фолии и Dies irae у Рахманинова есть воспоминания И.С. Яссера (собственно, на форумклассике именно на них была ссылка - я нашел эту тему) - степень знакомства Р. с "оригиналами" из этих воспоминаний очень хорошо видна:
http://senar.ru/memoirs/Yasser/
а именно Корелли, думаю, возник у Рахманинова из репертуара скрипачей того времени... и даже конкретно - его друга Крейслера, у которого есть аранжировка фолии, да и посвящены "Вариации" именно Крейслеру - источник явно просматривается:)
Reply
Reply
Извините, но у нас, видимо, абсолютно разное отношение к музыке и ее истории. Тема фолии, при всей своей эффектности, чрезвычайно проста (если не сказать примитивна), и на ней одной композиторы далеко бы не уехали :)
Где-то в англо- и франкоязычных источниках, кстати, мне попадались упоминания о том, что фолия прочно укоренилась в шведской музыке, но конкретных примеров указано не было, так что большое спасибо за иллюстрацию :)
Reply
А давайте фолию потанцуем? Для полноты картины.
Reply
Дорогая saucejo, это Вам, чтобы на меня не обижались :)
Reply
Боже упаси меня обижаться на кого-либо из многоуважаемых гостей. (:
Наоборот, я Вам очень благодарна.
В течение дня, к сожалению, нет возможности участвовать в диалоге, вот только сейчас буду собираться с мыслями. (:
Reply
С Вами -- заветная мечта. (:
Reply
Leave a comment