Jan Johansson (16.09.1931- 09.11.1968). Sinclairvisan (La Folia)

Aug 22, 2011 23:15


Фолийная сага "Песнь о Синклере" оказалась довольно неожиданной и оттого радостной находкой, ибо никто из писавших когда-либо о фолии, не упоминал о существовании ее шведской версии. 
Обнаружением "Sinclairvisan (La Folia)"  Ваш покорный слуга обязан джазовой интерпретации "Песни о Синклере", созданной композитором и пианистом Яном Йохансоном (Jan ( Read more... )

folías, jan johansson, sinclairvisan

Leave a comment

Comments 24

yudinkostik August 22 2011, 21:41:53 UTC
ну, от Рахманинова или Листа странно было бы ждать сохранения остинатности:)
тут, думаю, не какой-то сознательный отказ, а как раз шаблоны вариационной формы, как она понималась к тому времени...

а для джаза или рока этот принцип вполне характерен...

Reply

saucejo August 22 2011, 22:43:38 UTC
И о "Рапсодии" Листа. Все-таки моему консервативному сознанию не ясно, как можно было вот так вот взять и фолию с арагонской хотой свести? Форма рапсодии допускает такое смешение стилей? (Спрашиваю без тени возмущения, лишь из интереса и из желания понять). (:

Reply

yudinkostik August 22 2011, 23:27:52 UTC
конечно, допускает...

у Листа рапсодии с одной стороны идут (венгерские) от венгерских танцев - с их медленной и быстрой частью ("лашан" и "фришка"), с другой стороны - от концертных виртуозных парафраз на оперные темы, где могла быть сильная мешанина из тем...

опять же - все эти темы в значительной мере просто повод, вряд ли Листа могло сильно интересовать следование старинным формам... и вряд ли он в них хорошо ориентировался...

Reply


saucejo August 22 2011, 22:26:51 UTC
Спасибо!
Быть может, близко зная "Вариации" Рахманинова, "Рапсодию" Листа и принципы развития вариаций, Вы смогли бы что-нибудь объяснить Вашему покорному слуге.
"Вариации" Рахманинова, как ни крути, совсем уходят от фолии (вот сейчас сижу и нарочно переслушиваю).

Когда-то мне попалась довольно любопытная ветка на Форуме "Классика", посвященная как раз "Вариациям" Рахманинова и истории их создания.
Так вот кто-то там написал, что Рахманинов совсем не имел представления об испанских фолиях (и это незнание одной из столбовых тем музыкального барокко было высмеяно одним из американских музыкальных критиков).

Reply

yudinkostik August 22 2011, 23:20:05 UTC
думаю, Рахманинов действительно мог не разбираться в фолиях как таковых, попросту не знать их... он взял выразительную тему у Корелли и разработал ее как свободные вариации - т.е. отклонения от мелодии и даже от гармонической схемы в таких вариациях могут быть очень существенными - сохраняются, скорее, интонации, м.б. ритмическое членение темы, а все остальное трансформируется как угодно... т.е. тема тут просто повод для проявления фантазии автора... можно сказать, задача даже - как можно прихотливее разработать интонации темы, но никак не сохранить ее в неприкосновенности...

вариации на basso ostinato, конечно, были известны Рахманинову - по Баху или Генделю, но это был ни разу не указ ему в написании вариаций... до барочной стилистики ему просто дела не было...

но это не его вина - это нормальное отношение композитора, условно говоря, "романтической" эпохи...

Reply


yudinkostik August 23 2011, 00:00:55 UTC
в отношении "деформаций" мне всегда приходят на ум аналогии - вот, скажем, что бы сказал Саксон Грамматик о "Гамлете" Шекспира? или еще лучше - какой-нибудь Еврипид об "античных" пьесах Расина... не говоря уже о барочных операх:)

ведь от этих авторов мы не требуем "аутентизма"... думаю, в такой же мере странно требовать его и от Листа или Рахманинова...

Reply

annesol August 23 2011, 00:23:27 UTC
Да, это хорошие аналогии :))
Думаю, и Лист, и Рахманинов знали испанскую музыку гораздо лучше, чем может показаться... Они и "Dies irae" вовсю использовали, а не только фолии... А Глинка так вообще считается "воскресителем" испанской народной музыки :)

Reply

yudinkostik August 23 2011, 07:17:24 UTC
ну, Dies irae только ленивый не использовал:)

насчет фолии и Dies irae у Рахманинова есть воспоминания И.С. Яссера (собственно, на форумклассике именно на них была ссылка - я нашел эту тему) - степень знакомства Р. с "оригиналами" из этих воспоминаний очень хорошо видна:

http://senar.ru/memoirs/Yasser/

а именно Корелли, думаю, возник у Рахманинова из репертуара скрипачей того времени... и даже конкретно - его друга Крейслера, у которого есть аранжировка фолии, да и посвящены "Вариации" именно Крейслеру - источник явно просматривается:)

Reply

annesol August 23 2011, 15:56:27 UTC
Да. Истину Костя глаголет! Как всегда :)

Reply


annesol August 23 2011, 00:17:43 UTC
"Вариации на тему Корелли" гениальны. Американский критик, высмеивающий Рахманинова - смехотворен (как и многое из того, что вообще пишут на форуме "Классика").
Извините, но у нас, видимо, абсолютно разное отношение к музыке и ее истории. Тема фолии, при всей своей эффектности, чрезвычайно проста (если не сказать примитивна), и на ней одной композиторы далеко бы не уехали :)
Где-то в англо- и франкоязычных источниках, кстати, мне попадались упоминания о том, что фолия прочно укоренилась в шведской музыке, но конкретных примеров указано не было, так что большое спасибо за иллюстрацию :)

Reply


oberega August 23 2011, 06:48:34 UTC
На примере фолических, прости Господи, вариаций можно изучать историю музыки. Рахманинов и Лист вполне хрестоматийный вариант.
А давайте фолию потанцуем? Для полноты картины.

Reply

annesol August 23 2011, 16:03:59 UTC
А давайте!

Дорогая saucejo, это Вам, чтобы на меня не обижались :)

Reply

saucejo August 23 2011, 16:14:29 UTC
Спасибо!
Боже упаси меня обижаться на кого-либо из многоуважаемых гостей. (:

Наоборот, я Вам очень благодарна.

В течение дня, к сожалению, нет возможности участвовать в диалоге, вот только сейчас буду собираться с мыслями. (:

Reply

saucejo August 23 2011, 16:16:42 UTC
С превеликим удовольствием! (:
С Вами -- заветная мечта. (:

Reply


Leave a comment

Up