Правду говорить легко и приятно.
М.А. Булгаков, М&М
В 2000 году я сотрудничал в газете «Невское время». В один из дней, зайдя в комнату Отдела политики, на столе Дианы Качаловой (та самая Диана, которая в 1995 году ездила в Чечню на поиски, пропавших там питерских журналистов Максима Шабалина и Феликса Титова) я увидел объявление: «Мемуары о Путине не предлагать». Да, публичным человеком в Северной Пальмире был Владимир Владимирович, а известный новогодний повод всколыхнул воспоминания его земляков.
В том же году меня пригласила на интервью одна американская телекомпания. Мне предложили высказаться по поводу неожиданного взлета популярности приемника Ельцина. Я сказал, что этот взрывной рост симпатий определяется тем, что в России живет много женщин, которые хотели бы видеть около себя, мужчину, похожего на Путина. Кроме того, в России много мужчин, которые хотели бы иметь такого друга.
Да, именно так я оценивал тогда причины того, что большинство россиян очень быстро увидели в этом внешне ничем не примечательном мужчине своего лидера.
Сегодня многое поменялось.
Произошло замещение основы популярности Путина. База изменилась, а уровень держится. Этому феномену никаких других объяснений, кроме «съехавшей у народа крыши» в отечественных свободных и зарубежных СМИ мне найти не удалось. И поскольку я не занимаю места в ряду непримиримых врагов Путина, то из этого и происходит название предлагаемого вашему вниманию опуса: «Записки сумасшедшего».
Записка первая. «Путин и Лужков».
Путина здесь, в Москве, ненавидят ненавистью лютой.
А Лужкова?
Давайте сравним отношение московского интеллектуального сообщества к этим двум наиболее сильным политическим фигурам последних лет.
Ситуация такова: мощное, на грани avoir une crise de nerfs, отторжение Путина в блогах, статьях, репликах … сочетается с нежной, слегка сдобренной мягкой иронией ностальгией по временам Юрия Михайловича.
Что за этим стоит?
Если прочитать труды Б. Немцова, то и тот, и другой - негодяи, одного поля ягоды.
Тогда почему так разнятся отношения к ним?
Вообще-то характер связи между московской интеллигенцией и Ю. Лужковым меня занимал очень давно. Мне хотелось дожить и посмотреть, что произойдет в тот момент, когда философ, знатный пчеловод, экономист и пр. и пр. сдаст свои полномочия.
Дождался.
И не скрою - очень удивлен.
Предполагал, что люди, публично вылизывавшие городского голову в кепке, будут озадачены поиском хоть каких-то объяснений причин, побудивших их заниматься полировкой шершавого.
Нет. Тишина. Ни шороха, ни дуновения.
И заметьте: никто никому вопросов не задает
Надо отдать должное Юрию Лужкову.
Он - делил и делился. Распределение добытого богатства было устроено таким своеобразным образом, что получатели части от целого не испытывали при этом моральных ущемлений, но преисполнялись благодарностью к благодетелю.
Напомню, что московская интеллигенция, как пенсионеры или люди судейского звания, не были обделены рукоположением, спонсорством и меценатством.
Кому что перепало от мэра: этому театр, тому студия… а то и просто - надбавочка…
Но главным достижением эпохи Ю.Лужкова стало погружение столицы в атмосферу экономического разврата. Им и его окружением был сформирован принципиально новый вид дифференциальной ренты - «московская».
Если 90% российских финансов находится в Москве, то и из $300 млрд. (по - Г.Сатарову) коррупционных денег страны здесь, за год оседает никак не меньше 270. Эти средства, распределяясь и перераспределяясь, создают из Москвы анклав нереального рынка. Здесь все стоит в разы больше, чем в любом ином месте России. Но здесь же начисляют сказочные зарплаты.
Нигде в других городах и весях, за ту деятельность, за те работы, которые сегодня выполняют интеллектуалы Москвы, таких денег не платят. Не стоят этих денег такая адвокатура, такой консалтинг, такой дизайн, такая аналитика, такой брокераж, такая архитектура, такие певцы…
В любой сфере деятельности страны Жигулей не может быть зарплат страны Мерседесов. А если они реально есть, то это - чудо, и этот факт сам по себе неизбежно формирует симпатию к чудотворцу, тому, кто создал и охранил сей оазис. Жизнь в этом эдеме на криминальной основе прекрасна еще и тем, что тебе не надо никому ничего объяснять: здесь все заодно находятся в состоянии душевной неги сошедшей от понимания: «А мы-то здесь ни причем».
Замечательно!
Только иногда накатывает легкая грусть по Юрию Михайловичу - благодетелю и крепкому хозяйственнику и подует ветерком тревоги - как-то это будет потом?
Итак - этот (Лужков) давал, создавал условия, позволял и способствовал.
А тот, пришедший из болот?
Он забрал. И сделал это нагло, зло и коварно.
Недавно мне в Интернете попался один документ. Предлагаю разделить мой восторг.
Суть этого документа-соглашения (датировано маем 2004 года) в том, что два физических лица передают третьему физическому лицу, он же - кандидат на выборах губернатора ХХХ области - 60 млн. руб.
В обмен кандидат обещает в случае избрания назначить этих «спонсоров» представителями ХХХ области в Совете Федерации.
Ничего особенного. Такое было. Норма жизни, с позволения сказать.
Но меня восхитил второй пункт этого документа.
Текст на фото виден плохо, поэтому я его воспроизведу:
«2. При этом «Сторона - 2» (т.е. дающие - С.Т.) собственными силами и средствами осуществляет мероприятия по проведению самой компании, в том числе, создает предвыборный штаб, нанимает имиджмейкеров и по своему усмотрению формирует общественное мнение в отношении «Стороны - 1» (берущий - С.Т.)»
Активные, интеллектуально насыщенные жители столицы, те, кто в годы «краткого периода свободы» не зарабатывали пением или пляской, сопровождавших ход предвыборных гонок, были или имиджмейкерами, или политтехнологами. Именно ими была обеспечена реализация предначертаний «Стороны 2» в отношении «Стороны 1»
Работали нанятые «на выборы» что те, дореволюционные крестьяне на деревенской страде: как проклятые. Пахали так, что даже времени озадачиться вопросом о моральном облике своих клиентов, у них совсем не было. Категорически. Клиенты (или за клиентов) платили. И это бытие полностью (по-Марксу) определяло сознание специалистов, привлеченных обеспечить полное и окончательное торжество демократии. И что примечательно: при этом, мягко говоря, сомнительном промысле, сохранялось ощущение своей непорочности и чистоты. А что? Работа зазывалы в публичном доме абсолютно безупречна с позиций универсальной морали.
- Откуда появились деньги в конвертах?
- А тебе какое дело?
- Налоги платили?
- Как ты надоел!!!
И все это простое счастье московского интеллектуала, оказавшегося в кои-то веки воистину востребованным - исчезло. В одночасье. Под предлогом Беслана одним росчерком пера был загублен инновационный бизнес миллиардов на 10. Долларов.
А ведь за всем этим стоят судьбы людские: у кого-то дача оказалась не достроена, у кого-то квартира недокуплена, машина - старая, а мир - такой большой - остался недопросмотренным…
Разве такое прощается?
Запомните: ненависть, выросшая на материальной основе - самая верная, она от вас не уйдет никуда.
Да, да, и про демократию не забудем! Обида на Путина за поругание демократии всегда была, а стала после этого злодеяния еще сильней. Словами не передать. Некоторые кушать не могут от испытываемой к нему неприязни.
Источником многомиллионных политтехнологических гонораров были деньги криминальные и поборы с бизнеса «на выборы». Сегодня таких поборов уже нет. Но есть другие. Суммы идут по иному назначению. Есть источник, а к нему невозможно припасть… Вот что и обидно: «мимо носа носят чачу, мимо рота алычу…».
(Гусары, входившие в "Общество танцоров поневоле",
волочившиеся за балеринами Императорских
театров, пели куплеты:
Гедеонов (директор Императорских театров) бестия
Всех девиц е…т,
Как это известие,
Мое сердце рвет!…
Повод сегодня иной, а реакция - та же).
На этой сугубо идеологической/материальной базе любовь к демократическим прямым выборам губернаторов (83 региона, возьмем по пять кандидатов с бюджетом миллионов по 5-10 на каждого) и выборам в Думу по мажоритарным округам (здесь даже примерно - не сосчитать) - не завянет.
Как не иссякнет и ненависть.
Естественно, что чувства, которые питает интеллектуальная общественность Москвы к Путину - отражает не только горечь материальных потерь. Это - в основном и главном - повод, он оформил незамерзающий мейнстрим отношений к власти, персонифицирующейся в этом деятеле.
Конечно, в Москве есть (и не мало) интеллигентов - аутсайдеров. Они постепенно и неуклонно нищают на фоне буйствующего московского экономического разврата. У них иное: они имеют претензии к власти вообще. И одинаково ненавидят и Путина, и Гайдара.
Следующая «Записка» называется: «Путин и Ходорковский»