Второй акт

Sep 02, 2012 17:08

Краткое содержание первого акта пьесы:
Молодой рыцарь Адольф ждет не дождется, когда его папа помрет, чтобы добраться до денег и титула. Папа, как назло, не торопится, так что Адольфу даже приходят мысли убить его. Арбитром конфликта выступает герцог, симпатизирующий сыну. Старик говорит герцогу, что сын хочет его убить и обокрасть, затем бросает сыну перчатку, тот принимает. Герцог возмущен, что «сын принял вызов старого отца», и репрессирует Адольфа. Старик умирает.

Это, само собой, «Скупой рыцарь» Пушкина, но с 2 поправками. Во-первых, у Пушкина сына звали не Адольф, а Альбер. Во-вторых, это произошло на самом деле.

Рыцари-нетипичная для Пушкина тема. Сам он указал, что это перевод «из Ченстоновой трагикомедии The covetous knight». Мистификация, конечно, малоизвестный поэт 18в. В.Шенстон ничего подобного не писал. Интересно, что полно исследований «Скупого рыцаря» со всех возможных точек зрения (литературной, биографической, моральной), кроме одной. Не встретил попыток выяснить, была ли у пьесы историческая основа. Всех интересует, не отражены ли тут личные отношения Пушкина со скуповатым отцом. А если нет, то у какого именно писателя А.С. скопипастил сюжет. Почему-то не думают, что если Пушкин писал о рыцарях, он мог иметь в виду именно рыцарей, а не свои семейные проблемы или чьи-то литературные выдумки.
Раз других желающих нет, предлагаю свою версию. Которая, конечно, не претендует.

В 1470-71г. Карл Смелый оказался замешан в неприятную тяжбу. Филипп де Коммин в «Мемуарах» приводит эту историю так (сокращенно):

"Молодой Адольф Гельдернский совершил страшный поступок: схватил своего отца герцога Арнольда, провел его босым в холодную пору пять лье, заключил в подвал башни, куда почти не проникал свет, и продержал там пять лет. Герцог Бургундский пытался их примирить, но безуспешно. В конце концов к этому приложили руку Папа и император, и герцогу Бургундскому было велено любыми средствами освободить герцога Арнольда из тюрьмы. Он так и сделал, ибо молодой герцог не осмелился ему отказать, видя, сколь многие важные лица вмешались в это дело. Я несколько раз видел, как они спорили на заседании большого совета и как добрый старик вызывал своего сына на поединок.
Герцог Бургундский хотел их примирить, испытывая симпатию к молодому. Ему был предложен пост губернатора области Гельдерн со всеми доходами, за исключением городка Граве, который должен был остаться у отца. Таким образом, у отца остался бы доход в 6000 флоринов и титул герцога. Меня отправили передать это предложение Адольфу, который ответил, что предпочел бы бросить отца вниз головой в колодец, и чтобы его самого сбросили туда же, нежели заключать такое соглашение. Ибо его отец пробыл герцогом 44 года - так пора уже и ему стать герцогом; но что он охотно даст отцу 3000 флоринов в год при условии, что он никогда более не появится в герцогстве."

Карлу в конце концов это надоело, и он поменял их местами: сына Адольфа-в тюрьму, папу Арнольда-на волю. Старик из благодарности (плюс за умеренную сумму) завещал герцогство Карлу, который и присоединил эти земли к своим после скорой смерти Арнольда, в 1473г. Вот как полезно быть беспристрастным арбитром на страже справедливости.

Не знаю, читал ли Пушкин де Коммина. Но спустя 250 лет за эту историю взялся Вольтер в своей статье о дуэлях, с которой А.С. был наверняка хорошо знаком. Вольтер всегда был любимым автором Пушкина (имевшего его полное собрание сочинений), А.С. перечитывал его всю жизнь. Высоко ценил исторические работы Вольтера, цитировал и ссылался на них (в «Полтаве», например). И чтобы автор-историк и дуэльный фанат Пушкин да не прочитал статью об истории дуэлей?
Вольтер изложил эпизод более красиво и куда менее точно:
«Самый ужасный вызов, когда-либо брошенный, и, тем не менее, наиболее простительный, был вызов герцога Арнольда Гельдернского своему сыну. ...Адольф восстал с оружием против отца и в присутствии герцога Бургундского заявил, что отец владел герцогством достаточно долго, сейчас его очередь...Отец, хоть старый и дряхлый, бросил ему перчатку, сын принял вызов, но Карл не позволил поединка.» И так далее. Думаю, такой яркий эпизод должен был привлечь внимание Пушкина. Вполне возможно, что это навело его на идею пьесы.

Если это так, то ясно, что произойдет дальше, после финальной реплики герцога про "ужасные сердца". Дерзкое поведение сына приведет герцога в бешенство, он бросит его в тюрьму. После смерти старика все его земли и имущество заберет себе-так и решится этот спор.
Но эти владения удачи герцогу не принесут. Создав одно из сильнейших государств в Европе, он от избытка власти и денег просто потеряет берега, начнет проявлять бессмысленное упрямство и жестокость. Кончится тем, что он затеет ненужную войну против каких-то нищих мужиков, у которых даже оружие деревенское-пики да алебарды. В этой войне бесславно погибнут и его великолепная, современная армия, и независимость Бургундии. Его тело найдут 7 января 1477г. в замерзшей куче мертвецов, раздетых мародерами, через 2 дня после битвы при Нанси. В голом окоченевшем трупе с разрубленной надвое головой лишь с большим трудом опознают всесильного герцога.

После его смерти жители Гента освободят Адольфа из тюрьмы и поставят во главе фламандской армии. Тем временем города Гельдерна, воспользовавшись смертью Карла, устроят мятеж против бургундских властей. И в апреле 1477г., созвав Штаты против воли штатгальтера, гельдернцы заочно признают Адольфа герцогом. Но ничего не выйдет, на службе фламандцев ему придется идти воевать совсем в другую сторону- с французами за Турне. Там он и погибнет через 2 месяца, в июне 1477г., до последней минуты крича свой боевой клич "Гельдерн!"-то, к чему он рвался всю жизнь.

Возможно, Пушкин был бы не против такой развязки. Жизнь просто довела его пьесу о гибельной жадности до логического конца.

chivalry, поединок

Previous post Next post
Up