ПОЛКУ ФРИКОВ ПРИБЫЛО

Dec 24, 2018 18:32


TOMMY CASH: Или о чем молчит Артемий Троицкий





Патриарх музыкальной журналистики проживает нынче в Эстонии. Он все меньше говорит и пишет о музыке, сосредоточившись на политических вопросах. Однако, как едко заметил недавно Виктор Шендерович, «Троицкий более убедителен, когда он говорит о русском роке». Затрагивает он в своей программе «Хижина дяди Тёма» на АRU.TV и вопросы, связанные с Эстонией и эстонцами. Но вот о герое этих заметок он почему-то не высказывается. Впрочем, я не так часто заглядываю в эту самую «хижину», мог и пропустить. В таком случае было бы интересно узнать его мнение.

image Click to view



Об этом персонаже я узнал, как ни странно, из ведущего британского музыкального ежемесячника Q, который я как раз читаю регулярно и внимательно. Итак, речь об эстонском рэпере, выступающем под именем Tommy Cash. То что журнал посвятил большую статью представителю Балтийских стран не сильно удивляет - как ни крути страны эти вошли в Европу, и сделать публикацию о музыке одной из них вполне законно. Но вот внимательно вчитавшись в текст, приходишь к неожиданным выводам.



Выясняется, что имея эстонское имя и фамилию (Tomas Tammemets), и будучи почти эстонцем по матери, он далек от эстонского патриотизма, и высказывается о стране проживания и эстонских согражданах скорее как какой-нибудь пацан из русской глубинки - в духе шуточек над «горячими эстонскими парнями». Он недвусмысленно демонстрирует российскую пост-советскую идентичность и чуждость эстонской культуре. В конце-концов в интервью Q он прямо заявляет: «Я антидот Эстонии». Эти высказывания противоречат Википедии на английском (https://en.wikipedia.org/wiki/Tommy_Cash_(rapper), которая ссылается на его слова о том, что он прежде всего эстонец, потом восточный европеец, и, наконец, скандинав. Впрочем, вполне возможно, что в разных интервью он говорит по-разному.

image Click to view



Двадцатишестилетний рэпер вырос  в неблагополучном районе Таллинна Копли. В советское время его мать переехала в Казахстан. Потом она встретила его отца, строителя украинца, большого поклонника Битлз. Отец был русскоязычным, и Томас воспитывался практически в русской культуре, изолированный от «эстонской Эстонии». Вот что говорит Томми в своем интервью: «Я ненавидел все - музыку, фильмы, эстонский менталитет. Их неэмоциональность, заторможенные шутки». В детстве в их доме звучали Пугачева с Киркоровым, и он вырос в атмосфере среднестатистической советской культуры. То есть получается, что собравшись дать информацию об эстонском рэпере, журнал по существу поведал о человеке, глубоко укорененном в российском мировоззрении и мироощущении. Вот собственно почему мне и показалось, что на этот феномен стоило бы обратить внимание Троицкому.

image Click to view



При всем этом, о Томми Кэше вряд ли написал бы знаменитый британский журнал, если бы у парня не был довольно широкий культурный кругозор (неожиданно для современного рэпера он может вдруг сослаться на название альбома Джими Хендрикса, да и артистическое имя взял в честь кантри-певца Джонни Кэша). Он наверняка знает о ситуационизме, как в искусстве, так и философии, иначе журналист Q не назвал бы его «рэпером-ситуационистом». Свои шокирующие арт-видео он делает, по его собственным словам, под влиянием культового режиссера Алехандро Ходоровского.

image Click to view



Ну и, наконец, главное: он не добился бы успеха, если бы не имел расчетливой головы бизнесмена от шоу-бизнеса. Он ухватился не просто за рэп как таковой, стиль музыкального искусства, который сейчас сильно задвинул гитарный рок и находится в зените популярности во всем мире. Он принялся эксплуатировать «пост-советский стиль» 1990-х гг. - тему денег, жажды потребления, гангстерских разборок парней в костюмах Адидас. Наконец, он делает упор не столько на музыкальный аспект своей продукции, сколько на визуальный. Самое скандальное его видео “Winaloto” привлекло 6 миллионов пользователей YouTube.

image Click to view



Одно из понравившихся мне видео и музыкально, и визуально, где нет фирменного Кэшевского китча



Паразитирование на пост-советском китче усилено его фирменной фишкой - нарочитым славянским акцентом, введение в тексты словечек типа «чебурашка» и других символов советской мифологии. С одной стороны, из его объяснений все это выглядит как вынужденная мера. Томми говорит, что он не американец, и от акцента ему все равно не избавиться, вот он и «превратил свою слабость в свою силу». С другой стороны, в этом есть строгий коммерческий расчет на популярность славянской экзотики и «развесистой русской клюквы» среди части западной аудитории. В этом смысле, рэпер Кэш встал в один ряд с многочисленными фриками от поп-музыки, выходцами из пост-советского пространства, такими как Gogol Bordello.

Для заинтересовавшихся темой, предлагаю посмотреть и послушать Томми в фильме каких-то русских блогеров, где его российская ментальность и образный русский язык демонстрируются довольно ярко

image Click to view



Чтобы не быть голословным - вот несколько фоток, сканированных из журнала











Вот

rap, post-soviet kitsch, hip-hop post-soviet art

Previous post Next post
Up