Маршрут по Боснии и Герцеговине из Черногории на автомобиле. День 1 и 2

Apr 10, 2017 11:07

В честь моего дня рождения решили съездить в путешествие по Боснии и Герцеговине. Я обожаю соседнюю страну за живописные виды, архитектурную старину, микс 3 культур, низкие цены, вкусную еду, восточные сладости и кофе в джезве... Маршрут разрабатывала я, он не идеален и вышел на 5 дней, хотя планировали короче, но мы птицы вольные - решили остаться в Сараево подольше... Мои друзья кроме Требинье раньше в БиГ не бывали, поэтому им все понравилось и было в новинку. Я же для себя по-новому открыла столицу, была там давно и тогда не умела искать информацию, поэтому и не впечатлила... И еще впервые побывала в городах Яйце и Травник, в последний аж хочется вернуться на пару суток.

По аренде авто в Черногории и Боснии почитайте мою статью здесь, там же о дорогах и ПДД

Это около 900 км дороги по горам и серпантинам - примерный маршрут В Гугл Мэпс. А если говорить в деталях:
Будва - Клобук - Требинье -Тврдош - Столац - Благай - Мостар - Почитель - водопад Кравице - Яйце -Травник - Сараево - Олимпийская бобслейная трасса -Яхорина - Пивское озеро (Черногория).

Если у вас нет 5 дней, я советую сократить до 3 суток, не делая огромный крюк в Яйце и Травник. Можете переночевать 1 ночь в Мостаре и потом за 2 часа по красивейшему каньону и автобану доедите до Сараево, где останьтесь на 1-2 ночи. До черногорского побережья возвращаться 6 часов, дорога у границы Фоча - Шчепан Поле выматывающая, зато потом каньон реки и  Пивского озера шикарен!

Первым делом хочется предупредить о ремонтах дорог в Черногории в несезон. Мы ехали по Которской бухте через Тиват и паром, потом на Грахово и погранпункт ilino Brdo. И вот тут был сюрприз - табличка, что полностью закрывают дорогу с 9-00 до 11-00 и с 13-00 до 15-00. Мы случайно попали в промежуток и проехали.очу предупредить, что до 1 июня 2017 г. этот отрезок у границы будут так закрывать. Есть объездной путь до Требинье через Билече, но будет дольше  или же путь со стороны Херцег-Нови. Следить за состоянием дорог и закрытий на ремонт по часам можно на сайте. Да, на местном языке... но можно загнать в переводчик или найти нужные города, трассы.

Также туристам нужно бдить, что хозяева виллы, гостинницы или вы сами сделали электронную регистрацию по месту жительства в течение 24 ч от прилета. Именно на черногорско-боснийских границах проверяют ее из-за частых русских визаранщиков (ранее называли белый картон, теперь есть эл. база в компах). Просто могут докапаться требовать штраф или взятку, поэтому заплатите налог в 1 евро в сутки и едьте спокойно! С другими автом.границами все проще, тем более в аэропортах, практически инцидентов не бывает

Начну повествование путешествия! День 1 - Клобук. маршрут на карте

Только пршли обе границы, как я попросила чуть завернуть налево с трассы к этому дому. Кто смеотрел последний фильм Эмира Кустурицы "По млечному пути", тот узнает локацию. Тут жила героиня Моники Беллуччи, другая женщина со старухой, тут была свадьба, война и погоня. Я сижу на колодце, в котором Моника пряталась от ее преследователей, а Эмир спасал.

Тут было построено задние ж/д станции с колодцем, а также взяты в аренду 30 м рельсов и шпал, потом их вернули. Я заметила, что Кустурица помешан на ж/д теме... Кстати, вспомните кадр, как бабка на кровати под черешней спит напротив дома - это искуственная черешня :))) О многих нюансах съемок фильма нам рассказали хозяева этого имения. Когда мы припарковались и пошли рассматривать здание, они подошли и стали рассказывать, что в Средние века на горе существовал город Клобук, сейчас от него лишь крепостные стены остались, зашли внутрь здания ж/д станции, рассказали про комнаты, про съемки, что Кустурица многое профинансировал и построил это здание, а после пожара для фильма пообещал восстановить.

Радован Орбович еще не видел фильм, но лучше любого зрителя знает о каждом кадре и что происходило, когда камеры выключались. Он с женой Слободанкой живет в Требинье, а сюда ездят на огород садить овощи и просто отдохнуть вблизи леса и горной прохлады. Они платили кредит за квартиру, и тут неожиданное предложение от режиссера - на его имении возвести пару объектов для фильма, а Радована взять охранником. Это был подарок с небес! Денег за аренду имения он не взял с Эмира, договорились, что построенные объекты останутся после съемок.

Сверху новопостроенный Клобук выглядит так. Я это фото делала давно, на данном мест снимали сцены со змеей, как она пьет молоко. Сразу после границы выпирающий холм. Рядом памятник погибшим партизанам стоит.

Для фильма Эмир за 50 км от Клобука откопал черешню и посадил напротив ж/д станции, где бабка на кровати отдыхала в тени дерева. Ягоды были не настоящими, но из съемочной группы кто-то позарился на черешню, а потом плевался :))

Еще в сентябре 2014 г делала этот кадр, видела съемочную группу и пожарку (по фильму станция загорается), но тогда не знала, кто снимает

Сейчас внутри дома так

В фильме там было все обустроено. Внимание на обои!

Я потрогала руками и поняла - не обои... Это краска и поверх белое - тоже с штампованным рисунком  краска

Соседняя постройка служила для хлева,тут находилось 5 коров, а из окошка продавали молоко герою Кустурицы, который на осле возил бидоны на военное поле

Поводив нас по имению, хозяева позвали в свой вагончик выпить по бокалу винца,  на стол выставили съестные запасы, Слободанка сварила кофе. Мы были в приятном шоке от гостеприимства. Обменялись телефонами, они позвали летом нас на питу с картошкой! А я все намекала - пора из оставшихся объектов делать ресторан для туристов и фанатов Кустурицы

Рассказали, что съемки тут длились почти 3 года в разных местах БиГ. Только в Требинье было 15 локаций, но я знаю, что не все вошло в фильм. Работало над созданием фильма 70 человек. Также поведали нам, что отказались от денег за аренду их имения у Кустурицы. Также вспоминали, как Эмир и Моника любили пропустить по бокальчику красного герцеговинского вина, но только после съемок!

На фото - хозяйка налила собственный морс из шиповника, разбавив водой

В этот день вообще было много  общения с местными, они такие отзывчивые, щедрые...  Отвыкли мы в Черногории от отзывчивых, не меркантильных людей, не требующих ничего взамен. Почаще надо менять картинку и общаться с простым народом, это открывает глаза на мир. Потом мы уехали в Требинье на гору Црквице к храму Херцеговачка Грачаница, виды оттуда шикарные на город! В старый город уже не пошли, были там сто раз, отправились в монастырь Тврдош

На монастырской территории отличный сад и огород, сейчас все цветет. Это айва.

Из айвы пекут любимую многими ракию - дуню. Я как раз стою у работающего самогонного аппарата

Мне не очень интересно туристическая программа, как в Тврдоше показывают деревянные бочки и предлагают платную дегустацию. Я сразу спускаюсь к заводу, испить молодого вина :)

И тут на наше счастье попался русский Николай, который в прошлой жизни был мусульманином Рустамом, а потом его переклинило :) Сейчас он 3 месяца живет при монастыре-винодельне Тврдош. Как он нас повеселил своими прибаутками, видно, что человеку не хватает общения с русскими. Послушайте его увлекательный рассказ, сколько Моника Беллуччи выпивала красного вина :))

Следующим пунктом был Столац, а вернее ресторан Old Mill у Батана Базулько. На тот момент воды было немного, но место отличное -  вокруг лишь звуки воды, природа красивая и кофе по-турецки. Любой босняк, серб и черногорец  обожает коротать время в турецких кофейнях. И я уже потихоньку обалканиваюсь...

Птичка была снята ранее, у храма в Требинье. Встретили хозяина, который восстановил на собственные деньги мельницу, прачечную, построил рыбную ферму и ресторан. Сказал, что ушло 200 тысяч евро. я удивилась откуда в бедной Боснии такие деньги берут люди, он ответил - что заработал в США.

в Благай на источнике Буна мы приехали дико голодные, сели в первый попавшийся ресторан, а их тут много...

Самое красивое место можно найти, перейдя мостик через реку,а затем найдя тропинку в гранатовой рощице пройти к скале и пещере. Вид будет на текию дервишей

В Мостаре мы немного запутались из-за ремонта дорог, со всех сторон центр был перекопан, а к отелю не сразу свернули, я решила Старый мост издалека показать :) В итоге спасал нас местный дядька, на свой машине сопроводил объездным путем, за что огромное спасибо. 3 апреля в Мостаре была встреча на высоком уровне у сербского президента, Александра Вучича, 2 дня назад он победил на выборах. Поэтому 5-звездочный отель Mepas, в котором я останавливалась год назад, был явно зарезервирован. Пришлось оставаться без СПА и ванной в предпраздничную ночь и селиться в старом городе - Hotel-Restaurant Kriva Ćuprija. Вечером мы прогулялись по малолюдному Мостару, присели покурить кальян аж за 5 евро, поиграли там же в шашки, выпили чая с рахат-лукумом и спать!

Утром мы побежали на террасу на завтрак  с видом на Кривой мост, было тепло и солнечно. В руках -семена чиа, но мы еще набрали пироженок, все-таки 4 апреля у меня день рождения!

С этим букетом, а потом еще добавили туда ирисов, путешествовали в машине. Второй день - маршрут на карте

Пока я утром собиралась, мои друзья гуляли по старому Мостару, а потом мы поехали в ТЦ, пошопиться в магазинах. На фото - гимназия, она по дороге

Следующим пунктом программы стал город-крепость Почитель

Это один из крутейших городов в Герцеговине, не пропустите! Фотогеничный, аутентичный! Но обувь должна быть плоской, с резиновой или нескользящей подошвой, так как на крепость подняться можно только по ступеньках в круглой брусчатке

А еще тут все в цветах :) мы чуть-чуть угостились ими

Апрель - время цветения глицинии в теплых регионах Балкан

Внизу у паркинга есть скромное кафе, где подают нескромные порции. Брали 1 куриное бедро и салатик на двоих. А еще тут отличный турецкий чай и восточная сладость тулумба

И самым долгожданным пунктом этого дня был водопад Кравице. Вход туда платный - 2 евро с человека, авто практически не пускают, но шлагбаум был открыт и мы промчались бесплатно, включив побольше скорость :)

Во всех местах Боснии и Герцеговины вы будете видеть массу турков и арабов, одетых с головы до пят и фоткающихся с водой. У арабов какое-то странное отношение к воде, чуть ли не божественное. Поэтому возле водопада Кравице стоит много табличек "Запрещены религиозные обряды", чтобы они не пугали европейских туристов.

Наш четвертый член команды - Помидорка!

Летом народ тут купается, загорает, плавает на лодках и байдарках

А дальше пошел дождь и мы просто гнали в Яйце, как могли по скользким дорогам. По рекомендации Елены, знатока Боснии и Герцеговины, заехать по дороге Ливно, мы этого не сделали, уже темнело и было пасмурно. Зато очень впечатлились богатыми коттеджами в г. Томиславград и деревенским баром-пиццерией БМВ. Смотрела я на детей, у которых поход сюда с папой - счастье, и было их жалко...

А потом были горы, елки и даже снег. Это городок Купрес, оказывается здесь развит зимний туризм, работают 4 подъемника и можно покататься на лыжах. В центре стоит католический храм. Напомню, что середина Боснии - уже мусульманско-католическая, а по бокам - православная. Читайте в Википедии о Дейтонских соглашениях 95 г, закончивших войну.

Мы наконец добрались до славного города Яйце 😀 На экскурсиях в Которе я всегда рассказываю, как Яйце чуть не стало - Титовы Яйца 😄😱🐔 но правитель Югославии отказался...

Мы заселились в Hotel Stari grad с югославским налетом... Долго искали, где ж в 21-30 поужинать в центре, оказалось напротив подают чудесную гороховую чорбу. На закуску был шопский салат, почему-то без сыра, но со сметаной... Это был праздничный ужин в мой день рождения во вкусном городе Яйце! Просто мечта!

В нашем отеле оказалась сауна, ровно помещаются 3 человека и не более. Мы упросили на ночь глядя ее разогреть, стоит аж 10 евро с компании! В предбаннике стоял массажный стол, на нем порезали сыр-камамбер, разлили сербскую Сангрию по бокалам и допраздновали мой день рождения. Каким был трип дальше и что посмотреть в  Яйце, Травнике и Сараево - ждите следующие отчеты!

3-й день путешествия в Яйце-Травнике- Сараево описан здесь
4-5 й денб о .сараево. бобслейной трассе и горнолыжке Яхорине статья здесь

Следите за новыми постами, видео, фото в моих соцсетях и на новом сайте sasha0404.me

Босния и Герцеговина, день рождения, монастырь Тврдош, Мостар, Столац, Эмир Кустурица, Яйце, Благай, Требинье, водопад, Балканы