Такие диковинные термин и явление, как джентрификация, постепенно добираются и до нашей страны. Посмотрим и возьмём на заметку на примере соседнего для петербуржцев Таллина, как старые промышленные здания не просто отданы на растерзание цветноволосым хипстерам, а как эстонцы умудрились на их базе создать приятные общественные пространства.
Когда я первый раз приехал в Таллин весной 2013го года, то смущённо
бродил среди десятка зданий квартала Rotermanni и не мог понять тех хвалебных дифирамбов, коими осыпали современную скандинавскую архитектуру в сети: ладно, погода подвела и о красочных фото мечтать не пришлось, но улочки выглядели пустынными, редкие магазинчики отнюдь не манили, да и согреться от холода чашечкой кофе тоже ни одна вывеска не зазывала. Так и уехал с ощущением, когда ожидания не совпали с реальностью, что эстонцы решили сделать из мухи слона, разрекламировав альтернативную точку притяжения туристических масс совсем по соседству с ведущими в сердце старого города воротами Виру. Приятно осознавать, что я глубоко заблуждался, поскольку за несколько последующих лет квартал достроили, облагородили, и теперь остаётся лишь жалеть, что у нас в Санкт-Петербурге и в помине нет подобных архитектурных решений, а все вновь появляющиеся общественные пространства носят несколько иной характер.
2.
Рассматривать все детали и оценивать, насколько тщательно и качественно уложили плиточку, спроектировали скамейки и ливневую канализацию - прерогатива кудрявого блогера №1, так что позволю себе устроить краткий экскурс в историю появления и становления квартала Rotermanni рядом с сердцем Таллина, ведь и Ваш корреспондент в упомянутый выше первый визит в эстонскую столицу решил, что предприимчивые эстонцы попросту отреставрировали старые складские здания, кое-где надстроили футуристические башни, свободные пространства между складами забили под завязку современными бизнес-центрами, нивелировав облицовкой из кортеновской стали их визуальный контраст с серыми каменными стенами, а часть тотально аварийных зданий так и оставили заброшенными, ибо разрушать историческое наследие, даже бесполезное с функциональной и эстетической точек зрений, как-то не верно.
3.
Квартал назван в честь династии ремесленников и промышленников Ротерманнов, славившихся не только своей бизнес-хваткой, но и приверженностью к техническому прогрессу и новейшим изобретениям. С одного из них, Кристиана Абрахама, приехавшего в Таллин в 1828м году и основавшего торговое правление, занимавшееся в начале производством и поставками строительных материалов, и началась история промышленного квартала рядом с площадью Виру. В середине XIX века по соседству Ротерманн построил универмаг, стоящий до сих пор, и постепенно вокруг торгового правления Ротерманнов возникали разноплановые фабрики и заводы: от крахмального и ликеро-водочного до лесопильного и мукомольного. Бизнес развивался и рос несмотря на периодические пожары, Ротерманнам удалось наладить производство и реализовать сбыт готовой продукции. В 1880м году в квартал проложили первый в Таллине частный телефонный кабель, что уже позволяет судить, что династия считалась одной из самых обеспеченных и успешных в стране.
4.
Однако, до бесконечности всё не может идти гладко, но когда история перевернула календарь на XX столетие, бизнес Ротерманнов всё ещё шёл в гору. Высокая дымовая труба, ставшая своеобразным ориентиром и выполняющая данную функцию для квартала и по сей день, появилась в первые годы нового века. Вслед за ней возникли новые зерновой элеватор и мукомольная мельница, солехранилище, самый современный на те годы хлебозавод во всей России, а все деревянные дома квартала сменились каменными и кирпичными. Первая мировая война и последовавшая вскоре Октябрьская Революция внесли свои коррективы в состав промышленников, обладавших производственными мощностями в Rotermanni - часть зданий опустели и потеряли владельцев. А Ротерманны, поймавшие удачу за хвост несмотря ни на что складывали в сейф денежки, искали пути для дальнейшего развития бизнеса и следили за достижениями науки и техники. Угадайте, у кого появился первый в городе автомобиль?
5.
И шло бы и дальше всё по маслу, если бы не мощный пожар в 1930м году, уничтоживший большую часть зерновых запасов и поставивший дела Ротерманнов на короткую паузу. Впрочем, те быстро смогли восстановиться: на территории квартала успешно функционировали мукомольный завод, уже упомянутые супер-современный хлебозавод и лесопилка, ткацкая мастерская, кровельная фабрика, ликёро-водочный завод, производивший широкий ассортимент алкогольной продукции, мастерская по фарфору и декоративному стеклу и другие предприятия. Крест на многих перспективных проектах поставила Вторая мировая война, немецкая оккупация и, как предпочитают сейчас говорить эстонцы, "советская оккупация".
6.
Оккупация или нет - не суть важно для рядовых читателей, интересующихся историей квартала, а не просто праздно сидящих в одной из кафешек рядом с распивающими пенное пиво под тёплым летним солнцем шумными финнами с оголёнными торсами, но тем не менее часть зданий была разрушена при бомбардировках, частные компании после победы Советского Союза оказались национализированными, а производственные мощности существенно сократились, и только хлебозавод продолжал более-менее активно функционировать, ибо советский человек свою жизнь без хлеба не представлял. В 1970х годах квартал могли почти целиком снести, к счастью, капитальный план строительства широкого пешеходного бульвара от порта к площади Виру так и не утвердили. Промзона продолжала разрушаться и привлекала как бездомных, так и кинематографистов - именно Rotermanni послужил декорациями для многих сцен из "Сталкера" Андрея Тарковского.
7.
После распада СССР в квартале Rotermanni постепенно стали происходить положительные перемены. Часть зданий к началу лихих 1990х годов уже оказалась безвозвратно разрушена и утеряна. Сначала реконструировали солехранилище и открыли впоследствии там музей эстонской архитектуры, затем открыли многозальный кинотеатр Coca Cola Plaza, и практически одновременно присвоили кварталу статус объекта культурного и исторического наследия. В то же время возникла идея создать на базе Rotermanni культурный квартал по образу нью-йоркского Сохо, что не сразу привлекло инвесторов. Поспешно вкладывать свои миллионы в развитие художественных галерей, развлекательных заведений и недорогих гостиниц на таком лакомом с точки зрения расположения кусочке земли не любящие торопиться, а предпочитающие всё с толком продумать, эстонские бизнесмены не стали.
8.
Но постепенно один за другим на территории бывшей полузаброшенной промзоны развернулось активное строительство, возникли несколько современных и стильных гостиниц (в одной из них в этот визит я, кстати, и остановился), и вместо "таллинского Сохо" возник привлекательный административно-жилой квартал благодаря главному застройщику, которым управляет далеко не последняя в Эстонии фигура - бизнесмен Урмас Сыырумаа.
9.
Весной 2013го года центральная площадь квартала Rotemanni выглядела пустынной, сейчас же здесь разместили сразу несколько кафе и ресторанов с довольно вкусной едой, футуристичный фонтан-яйцо, детскую площадку, искусственные газоны, клумбы и прочие радости городской среды, грамотной организации и дизайну которых всегда рукоплещет Варламов. А в Таллине помимо Rotermanni стоит отправиться в ещё один квартал с промышленным прошлым.
10.
Огибая Старый город, двигаемся в сторону железнодорожного вокзала - в зданиях бывшего Таллинского электротехнического завода имени Калинина сейчас расположился, как это принято нынче говорить, модный креативный кластер, получивший название творческого городка Telliskivi, что на эстонском означает "кирпичный".
11.
Здесь надеяться на современную архитектуру не приходится, наоборот, промышленные здания некогда одного из крупнейших заводов Советского союза вывели из статуса заброшенных, не отдали под склады, а по отработанной во всём мире схеме привели в порядок, облагородили территорию вокруг и стали сдавать в аренду креативной молодёжи, привыкшей творить исключительно в лофтовых интерьерах.
12.
Филиал музея Fotografiska, знакомого каждому, побывавшему в Стокгольме, соседствует с арт-студиями, офисами маленьких частных компаний, дизайнерскими магазинчиками и множеством кофеен и кафешек с самой разнообразной снедью. Особенно я бы рекомендовал заглянуть за очень вкусным и натуральным мороженым "La Muu" - в центре Таллина Вы встретите несколько их передвижных тележек, но самый обширный ассортимент в центральной лавке именно здесь, в Telliskivi.
13.
Самый классный стрит-арт в Таллине стоит искать, что очевидно, тоже в Telliskivi, у меня ранее выходил пост о самых значимых муралах и инсталляциях.
14.
Если есть желание сбежать ненадолго из бесконечно уютных витиеватых улочек Старого города Таллина, где всё равно сложно остаться наедине со старинной архитектурой, и когда душа просит ещё чего-нибудь эдакого для разнообразия, квартал Telliskivi предстанет приятной альтернативой, чтобы отлучиться на часок-другой и не выдвигаться на прогулку, например, в парк Кадриорг или Пириту.
15.
Посещая подобные места в других странах, невольно отмечаешь их плюсы и минусы и сравниваешь с теми кварталами с современной архитектурой и творческими лофтовыми кластерами, что возникают один за другим у нас в Санкт-Петербурге. И если места обитания хипстеров похожи друг на друга, как две капли воды, разве что у нас им помимо ушатанных промышленных кирпичных зданий отдают ещё и дореволюционные особняки бывшей знати, которые никто не горит желанием выкупить и привести в порядок по причине очевидной дороговизны восстановления объекта культурно-исторического наследия, то о появлении подобных Rotermanni кварталов жителям города на Неве остаётся лишь мечтать.
А казалось бы - ничего сложного, и застройщики не вправе аппелировать, что "у нас климат другой". Проще и дешевле построить типичные скучные коробки, чем заморачиваться с нетривиальным дизайном и ржавыми листами кортеновской стали. Посмотрите на новые проекты на задворках Васильевского острова - с архитектурной точки зрения это же полная безвкусица. Вызывает одобрение в Санкт-Петербурге разве что отреставрированная и перестроенная "Новая Голландия", где летом яблоку негде упасть, да и в весьма скучный и пустой "Севкабель Порт" народ с удовольствием ездит, значит, спрос на такого рода проекты в городе на Неве имеется. Но пока за объективно классным скандинавским стилем нам придётся продолжать ездить в Скандинавию и Прибалтику. Keep it locked!
Другие посты о Таллине:
Стрит-арт Таллина. Квартал Telliskivi
Одно утро в уютном старом Таллине
Прогулка по новым районам Таллина
Понравился пост?
Подписывайтесь на обновления журналаЕсли Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в
VK,
Facebook и
Instagram.