Династия успешных купцов Елисеевых оставила после себя в Санкт-Петербурге богатое архитектурное наследие не только в виде знаменитого магазина на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Познакомимся с изысканным и роскошным внутренним убранством одного из доходных домов предпринимателей на Васильевском острове.
Чётырёхэтажное здание на Биржевой линии, 14 для династии Елисеевых выстроил в 1861-1862м году архитектор Н.П. Гребёнка. На первом этаже, ныне занимаемом музеем оптики, располагался магазин. На втором этаже разместилось само семейство купцов Елисеевых, этажом выше находились офисы, а последний этаж отдали под квартиры служащих. Работать у Елисеевых в те времена считалось вполне достойным занятием; выражаясь современным языком, помимо хорошего жалованья купцы обеспечивали полную социальную поддержку в виде страхования, бесплатного жилья и иных бонусов.
Опустив нюансы истории успеха Елисеевых и генеалогическое древо их семейства, отметим тот факт, что нынешние интерьеры квартиры появились не сразу. Когда в 1890х годах дом унаследовал Г.Г. Елисеев, основатель легендарного магазина на Невском проспекте, он решил перестроить апартаменты на свой вкус и лад и призвал уже ранее проверенного Елисеевыми архитектора Г.В. Барановского, возжелав пышной эклектики в интерьере, с которым мы сегодня и познакомимся.
2.
Следующей вехой в истории дома Елисеевых стала передача его после революции в пользование Государственного Оптического Института. На протяжении XX века в апартаментах успешных предпринимателей квартировали известные академики и физики, о чём и поныне сообщают прохожим висящие на фасаде здания мемориальные доски, а судьба богатых интерьеров оставалась скрытой от посторонних глаз. Нынче дом Елисеевых принадлежит Институту Точной Механики и Оптики (ИТМО), и относительно недавно началась и не закончена до сих пор медленная реставрация былой роскоши, коей себя окружили одни из самых успешных предпринимателей царской России. Восстановлены тамбур и парадная лестница, приёмная, кабинет хозяина, столовая и бальный зал.
3.
Вестибюль впечатляет кричащим, но органичным смешением красного, зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Именно такого необычного для той поры потребовал заказчик от Барановского. Изюминкой дома Елисеевых является парадная винтовая лестница, необычайно пологая, с довольно невысокими ступеньками, с которых то и дело соскальзываешь вниз.
4.
Оригинальные торшеры до наших дней не сохранились, плафоны заменили на современные, однако изящные кованые металлические стойки - те самые, оставшиеся с елисеевских времён.
5.
Снимать геометрию спиральных лестниц можно довольно долго и даже бесконечно. Поднимаемся на второй этаж в квартиру Г.Г. Елисеева.
6.
Первым небольшим помещением, куда попадаем, становится приёмная. Главный интерес здесь представляет тонкая работа по росписи потолка и фрески в древнегреческом стиле.
7.
8.
9.
Проходим прямо через приёмную в просторный столовый зал с фактурным объёмным кессонным потолком. Пожалуй, самая впечатляющее наравне с парадной лестницей помещение квартиры Елисеевых.
10.
Сравните с тем, как столовая выглядела чуть более 100 лет назад. Невооружённым взглядом видно, насколько более пышным и изящным был сервант слева. До наших дней, естественно, не дожила оригинальная мебель, вазы и другие мелкие предметы интерьера. Тем не менее объём проделанных реставрационных работ колоссален.
11.
*фото с сайта
pastvu.com Насколько гармонично сочетаются холодные стены цвета морской волны с тёплым лакированным деревом отделочных элементов интерьера.
12.
Насыщенный лазурный цвет дверных штор, золотые шнуры и кисти, изысканный орнамент, окаймляющий арки и дверные проёмы - богато жить не запретишь. Впрочем, такие успешные предприниматели, как Елисеевы, могли себе это позволить. А началось ведь дело когда-то у получившего вольную ярославского крестьянина Петра Елисеева с ящика апельсинов, купленного в Санкт-Петербурге у портовых купцов и распроданного аристократам, прогуливавшимся по Невскому проспекту.
13.
14.
Удручающе выглядела пережившая два пожара столовая в начале реставрации. Сильно пострадал за время нахождении дома во владении Оптического института, в первую очередь, графичный потолок; керамические панно в лепных рамах чудесным образом не потрескались. А доставшая в наследство с советских времён беспорядочно тянущаяся по стенам проводка и светильники под потолком не добавляли интерьеру ни капельки изящества.
15.
*фото с сайта
walkspb.ru 16.
Реставраторам удалось восстановить геометрию потолочных розеток, и люстры выглядят практически, как оригинальные.
17.
Увлечение древнегреческой тематикой прослеживается и в оформлении столовой - шлем Гермеса с крыльями соседствует с лавровыми ветвями и сосновой шишкой, о сакральных смыслах которой спорят с пеной у рта и пишут толстенные диссертации. Не выходя за рамки Древней Греции, предположим, что здесь шишка, венчающая собой короткий посох или жезл (тирс), служит символом плодородия и бессмертия.
18.
19.
Тем не менее сейчас редкие посетители квартиры Елисеевых не всегда ценят работу реставраторов по сохранению архитектурного наследия прошлых столетий и то и дело присаживаются на раритетную мебель или подоконники, отодвигают стулья, словно их ноги не держат. Смотрители любезно согласились снять полосатую красно-белую ленту, опоясывавшую по периметру весь столовый гарнитур и стоящие в углах зала мягкие кресла, дабы мы смогли сделать хорошие снимки. Но и тут не углядели - одна дама таки присела отдохнуть на уже промятое предыдущими нетерпеливыми экскурсантами антикварное кресло. А ведь в культурной столице живём.
20.
Дверь налево из приёмной ведёт в пышный нежно-розовый бальный зал, где в наши судя по занимающим почти всё пространство столам проходят заседания высокопоставленных лиц или учёных из ИТМО.
21.
Довольно много работы предстояло выполнить реставраторам и в бальном зале - женские скульптуры на стенах и лепнина визуально не потеряли форм и целостности, панно выцвели, а краска на стенах и колоннах, естественно, облупилась.
22.
*фото с сайта
walkspb.ru Подпирающие антаблемент кариатиды - безмолвные свидетельницы проходивших в зале балов и важных встреч.
23.
Скульптура богини красоты и любви Афродиты, восстающей из пены морской, не канула в лету за советский период особняка.
24.
Украшенная витееватым орнаментом дверь за изысканными шторами, драпированными золотистым ламбрекеном, вела в будуар хозяйки дома; в каком виде он сохранился и сохранился ли вообще - неизвестно.
25.
А раньше выглядел чересчур помпезно, от переизбытка деталей и узоров даже на чёрно-белой фотографии рябит в глазах.
26.
*фото с сайта
pastvu.com Маскароны, фризы, плафоны и потолочные панно с сюжетами из древнегреческих мифов - эти архитектурные элементы плотно ассоциируются у нас с интерьерами императорских дворцов. И прогуливаясь по тихим улицам и переулкам Васильевского острова сложно представить, что скромное с виду старинное здание скрывает внутри такую красоту, созданную по желанию богатых купцов, некогда владевших данным домом.
27.
28.
Бледно-розовые колонны увиты лепными цветочными побегами. Если бы не кариатиды и статуя Афродиты, то интерьер бального зала вполне стоило бы сравнить с покрытым глазурью и зефирками тортом из ассортимента Елисеевского магазина на Невском проспекте.
29.
Последнее помещение дома квартиры Елисеевых, куда можно попасть во время экскурсии - дубовый кабинет хозяина дома. Сейчас здесь, видимо, также проводятся заседания, поскольку около каждого сидячего места на столешнице установлен микрофон, а по другую сторону стола, напротив камина, большой экран (разумеется, не попавший в репортаж).
30.
В те времена меблировка кабинета была выполнена совершенно иначе. До наших дней не сохранился портрет в изящной лепной раме, оригинальные люстры и многие другие детали интерьера.
31.
*фото с сайта
pastvu.com Сердце кабинета - роскошный камин из тёмного мрамора с резными скульптурами львов и майоликой.
32.
Довольно занятно смотрятся лишь головы и одиночные лапы львов по обеим сторонам камина.
33.
34.
Кессоны потолка в кабинете выглядят несколько скромнее, чем в столовой, но многообразие деталей и элементов впечатляет.
35.
Украшенные резными колоннами окна выходят на внутренний двор, где располагались конюшни. Вообще Елисеевым принадлежал не только дом за номером 14 на Биржевой линии, а многие соседние строения, где располагались склады, шоколадная фабрика, винные погреба и др.
36.
В завершение поднимемся на четвёртый этаж здания, чтобы увидеть лестничную улитку, скорее напоминающую свернувшегося дремлющего дракона.
37.
38.
Геометрия лестницы, игра освещения и теней, комбинация цветов на стенах позволяли отыскивать всё новые и новые ракурсы и абстрактные композиции, сложно ограничиться всего парой кадров.
39.
40.
Тем временем почти вся группа отправилась вместе с экскурсоводом на улицу осматривать соседние строения на Биржевой линии и в Биржевом переулке, принадлежавшие династии Елисеевых, а я, будучи завороженным созданной Барановским лестницей, жал раз за разом на кнопку спуска затвора на камере.
41.
42.
Драконов можно увидеть на первом этаже, притаившихся на капители под потолком.
43.
Напоследок задержимся на минутку в фойе дома. Ведь раньше приходивших к Елисеевых курьеров с письмами и посетителей магазина не пускали далее не очень просторного вестибюля - слева от входа располагался магазин (сейчас, напомню, его помещения занимает музей оптики), а справа - скорее всего, складские помещения магазина (сейчас здесь касса и гардероб музея). И люди стояли, сгорая от желания заглянуть за дверь, скрывавшую за собой роскошную витую парадную лестницу, ведущую к покоям предпринимателей.
44.
На сводчатом потолке и стенах отчётливо прослеживаются древнегреческие мотивы и эклетика - здесь и розетки, и вензеля с виноградными листьями, и снова драконы.
45.
Бесплатная экскурсия в доходный дом Елисеевых состоялась благодаря
spbblog,
проекту "Открытый город" и
компании "Триколор ТВ".
P.S. Скажите, Вам интересно было бы читать подобные материалы в блоге помимо очерков о путешествиях? У меня пылятся фотографии с давнего похода в ещё один заброшенный особняк, да и архитектурно-интерьерную тематику Санкт-Петербурга можно исследовать и раскрывать бесконечно. Keep it locked!
Добавить журнал в друзья