Стрит-арт C215: романтическая трансформация городской среды

Nov 07, 2016 07:00


Кристиана Геми, известного во всём мире под псевдонимом С215, нередко называют "французским ответом Banksy". Его стрит-арт, уже давно нашедший себе место не только на улицах, но и в художественных галереях и частных коллекциях, можно интерпретировать как романтическую попытку изменения городской среды.



Со 2го ноября по 18 декабря в выставочных залах музея современного искусства "Эрарта" проходит выставка Christian Guémy, С215, озаглавленная "Паноптикон". Паноптиконом называют идеальное здание тюрьмы цилиндрической формы, где надзиратель находился бы над камерами заключённых, имея возможность наблюдать за ними, оставаясь невидимым. Кристиан сознательно примеряет на себя образ заключённого, давая посетителям выставки возможность свободно обозревать все грани его творчества, предстающие, в первую очередь, в виде выполненных на стенах и различных предметах рисунков, и затем подкрепляемых фотографиями работ, живущих на улицах городов Европы и остального мира, и транслируемыми короткометражными фильмами, где можно увидеть, как С215 виртуозно и быстро создаёт свои работы, использую тончайшую трафаретную технику.

2.  

Стенсилы С215 ранее встречались мне в Риме, Венеции, Милане, Барселоне, Ставангере, а также и в Санкт-Петербурге, где за два своих визита Кристиан помимо пространств "Эрарты" оставил в родной для себя уличной среде около десятка рисунков. Некоторые из них уже попали в серию моих обзоров питерского стрит-арта, остальным ещё предстоит быть найденными. В данном посте вместо того, чтобы петь дифирамбы художнику и представить читателю визуальный калейдоскоп его изящных рисунков, мне захотелось понять, что движет Кристианом и что его вдохновляет. Поэтому я перевёл несколько интервью, из которых узнал о его непростом детстве, о причине явных социальных мотивов в его творчестве, насколько дорога ему дочь Нина, чьи портреты он непременно рисует по всему миру.

3.  

"Моя история достаточно нетипична для уличного художника, так как я рисовал самостоятельно с самого детства. Я самоучка и никогда не посещал никакой школы искусств или курсов. Важно, что я принадлежу к тому первому поколению уличных художников-самоучек, являюсь частью очень популярной субкультуры, что уже привлекает внимание различных художественных учреждений несмотря на тот факт, что все мы относительно молоды."

4.  

"Когда я начал рисовать на улицах, меня двигал некий импульс, бессознательный и очевидный. Затем я постарался понять, почему мне комфортнее на улицах, а не где-либо ещё. Я был достаточно стеснителен и не чувствовал уверенности, будучи начинающим артистом, чтобы показывать свои работы профессионалам. Да я даже друзьям своим почти их не показывал. Поэтому рисование на улицах без каких-либо зрителей, фотографирование работ и выкладывание их в интернет мне подходило, ведь в конечном счёте я пытался поймать удачу за хвост без особого риска. Наверное, мне не хватало смелости сделать всё как-то иначе."

5.  

"С момента, как я целиком посвятил себе стрит-арту, художественные галереи незамедлительно проявили интерес, с 2007го года, когда я занялся рисованием всерьёз. Дела пошли стремительно, так как Бэнкси попросил меня поучаствовать в нескольких проектах в 2008м году, что дало толчок моей карьере и позволяет мне удерживаться на высоком уровне с той поры."

6.  

"Мои работы продаются в частные коллекции, даже несмотря на то, что создаваемое для коллекций отличается от того, что я рисую на улицах, там всё более спонтанно. Рисунки изменяются, теряют качество от времени, пропадают, зарисовываются с добрым или злым умыслом. Если кратко, природа уличного искусства - стать уничтоженным, забытым. Разница между улицами и музеем лежит в следующем: музеи созданы для сохранения искусства, улицы - для поглощения, трансформации, уничтожения искусства."

7.  

"C215 - номер комнаты, где меня посетило прозрение, где я осознал, что нет иной возможности, учитывая моё прошлое, изменить себя. Я был на пределе, как принято говорить: неконтролируемый, компульсивный, агрессивный; мне было очень сложно определить своё место в обществе. Я приучил себя начать использовать те характерные черты и детали, что привлекали и вдохновляли меня в детстве и в юном возрасте, как стартовую точку для перерождения и преобразовать эти черты в свои достоинства. И вдобавок мой адреналин, мои агрессия и нестабильность стали моими преимуществами на сегодняшний день в работе уличным художником."

8.  

"Я не помню, когда впервые что-то нарисовал, посколько воспоминания из детства всегда отрывистые и пустые. Тем не менее моя мать, к несчастью, родила меня в возрасте 12 лет и умерла в 18 после самоубийства. Она проводила своё время, рисуя и куря сигареты, как и я сейчас. После её смерти меня воспитывала бабушка: я садился в том же самом месте и той самой обстановке, где рисовала её дочь, окружённый материалами для рисования. Я помню всё довольно отчётливо. Она словно видела во мне свою дочь."

9.  

"Персонажи с моих работ - субъекты, являющиеся непосредственной частью уличной среды. По этой самой причине мне нравится рисовать бездомных, к примеру, потому что жизнь этих людей на улицах напряжённая и достаточно своеобразная. Нам со своих позиций сложно оценить то мужество, что требуется, чтобы принять жизнь на улицах. Намного проще найти крышу над головой, чем оставаться на улицах."

10.

"На самом деле, будучи любителем я перепробовал всевозможные техники, но после рождения моей дочери так сложилось, что мне хотелось выразить свою любовь к ней, рисуя её портреты, куда бы я ни поехал. Технику stencil, рисования по трафаретам, я обнаружил достаточно поздно, как раз примерно в то время, когда родилась моя дочь. Очевидно, что моя дочь стала тем самым импульсом, произошло перерождение, так как моё призвание объединилось со стремлением показать моему ребёнку свою индивидуальность и то, как много она для меня значит."

11.

"Я хочу показать то, что остаётся невидимым, ведь что есть искусство, как не способ показать невидимое? Думаю, существуют портреты, способные показать нечто иное, чем всё доступное для широкого обозрения, способные показать эмоции и душу. Через морщины, следы на коже, интенсивность взгляда мы можем увидеть всё прошлое целиком или же представить довольно тяжёлую жизненную историю. Очевидно, что испытывая сочувствие к своим персонажам и по идеологическим принципам, я всегда стараюсь передать их проницательные взгляды с максимальной степенью выразительности, чувства собственного достоинства и внутренней силы, так что их точно заметят."

12.

"Я с трудом привязываюсь к вещам или даже к другим людям, потому что привязанность становится чересчур сильной, и я несу её на своих плечах. У меня есть привычка импульсивно и быстро от всего избавляться, чтобы спастись, в том числе, и от груза вещей и других людей. Я часто задавал себе вопрос: являются ли портреты людей на улицах для меня способом забыть про них, оставить их позади, в прошлом, перед тем как я как снова стану переживать моменты нашего взаимодействия и последующее расставание."

13.

"Я руководствуюсь внутренними потребностями. Как говаривал Кандинский, "я не могу, я не знаю, как делать что-то ещё. Я знаю, как делать множество других вещей, а на самом деле ни на что иное не способен." Я абсолютно одержим вопросом и выражаю нечто несомненно личное и интимное. Скажем так, я избрал весьма тяжёлые социальные мотивы, но думаю, что мне на своём опыте удалось пережить и преобразить сложную психологическую и ненадёжную социальную ситуацию подростка засчёт силы искусства."

14.

"Рисовать на улице означает взаимодействовать с контекстом, с конкретной архитектурой. С самого начала мне был интересен принцип "матрёшки". Иногда я сам создавал нужные архитектурные ландшафты, иногда даже включал себя в рисунки на улицах. Место граффити и его смысл должны полностью совпадать."

15.

"Искусство превращает покрытую ржавчиной и граффити дверь в арт-объект. Искусство преображает жизнь, сломленную и разбитую, в успешную или, по крайней мере, в спасённую. Искусство способно приносить перемены, есть тут нотки постмодернизма, но основной посыл стоит отнести к романтизму - преобразовывать лишённое значения, забытое остальными, то, на что каждый человек имеет тенденцию даже не смотреть, в объект, стоящий внимания, повышая его ценность."

16.

"Мне всегда больше нравилось рисовать на предметах, чем на холсте или белых листах бумаги. Предметы, как и улица, предполагают некий контекст, с которым я могу взаимодействовать: будь то их патина, материал, форма, время создания или функция."

17.

"Я рисовал на футбольном мяче, туалетной бумаге, детекторе радиоактивности, банкнотах, снарядах Первой мировой войны, подошвах обуви, аквалангах и на многих других необычных вещах."

18.

"Почтовые ящики, что встречаются мне во время прогулок, всегда имеют эффект на меня: они приглашают отправиться в путешествие или передают сигналы из далёких мест. Эффект оказывается настолько сильным, что при любой возможности я оставляю на ящиках свои рисунки, запечатлеваю таким образом собственные впечатления из путешествий, стремясь поделиться ими с окружающими. Почтовые ящики - часть уличной среды, на которой мне особенно нравится рисовать. Я уже разрисовывал некоторые почтовые ящики для коллекций: часть находится в Парижском музее почты, одна работа в почтовом отделении города Ла-Лувьер в Бельгии, ещё рисунки можно увидеть в музее почты на Мальте, после того как их убрали с улиц, чтобы спасти от повреждений."

19.

"Рисовать на поездах и вагонах метро - традиция в мире граффити. Я делал это лишь один раз - в Риме в 2004м году, и у меня имелось разрешение. Кроме того, я всегда рисовал на машинах, когда мне разрешали или просили это сделать. Больше всего в подобных случаях мне нравится, что произведение искусства путешествует, его окружение постоянно меняется. У меня нет водительских прав, я вожу мотороллер "Vespa", машины меня особо не интересуют. Но в то же время мне нравятся красивые автомобили. Чем больше в них характера, тем больше они меня привлекают. Некоторые из них, в особенности старинные - настоящие произведения искусства."

20.

"Я вырос с портретом мамы на стене, поэтому с самого начала своей карьеры я придавал большое значение семейным портретам. Я, естественно, рисовал свою дочь, но и чужие семейные истории мне интересны - так я стал регулярно изображать детей. Вполне вероятно, как говорит мой психолог, так я пытаюсь вернуться в детство. На самом деле, я ничего о нём не помню, по крайней мере, до пяти лет и до смерти моей мамы."

21.

"Моя бабушка Мишлен умерла в 2007м году. Она была моим единственным близким родственником, всей моей семьёй. Когда мне сообщили о её смерти, я около суток не мог прийти в себя. Я чувствовал себе сломанным, бездомным, мне казалось, что теперь нет места, где бы я мог найти пристанище. Так я нарисовал свой первый портрет бездомного человека, его распадающейся личности. Я отразил состояние распада в рисунке и получился особенный стиль."

22.

"Меня не так сильно интересует поп-культура или переоценённые знаменитости, а наоборот следование идее, провокационной по своей сути, романтической идее, что анонимные персонажи тоже могут являться иконами. Когда я писал портреты бездомных, не могу сказать, что следовал конкретным политическим или социальным воззрениям. Мне вообще политика мало привлекает. Идея больше лежала в вопросе: "Кто этот человек?" Прохожий на улице: у него было детство, родители, няня, друзья в школе. Возможно, у него была семья, женщина, что любила его... Кто он такой? Как его зовут? Для меня важен не его социальный статус, а его незаметность. И осознание того, что мы все уникальны. Немного религиозное рассуждение, но мы все уникальны. Великая мистерия: мы все важны, каждый сам по себе, и являемся никем на фоне толпы."

23.

"Мне всегда нравилась чрезмерность в цветах. Начиная с 2007го года, я пытался создавать подобные радуге фоны на своих рисунках. С 2008го года, когда прошла моя первая персональная выставка в Сан-Паулу, цвет у меня стал ассоциироваться со счастьем. В то же время, в основном, по причине рождения моей дочери. В 2009м году, отметив, что в большинстве стрит-арт блогов мои работы описывались преимущественно как чёрно-белые, я решил открыть выставку необычайно красочных рисунков, чтобы освободиться от стереотипов и немножко спровоцировать общественность. С тех пор я использую цвет как мне того хочется, в зависимости от контекста."

24.

"Самым прекрасным моментом моей жизни стало рождение дочери, Нины. Когда я смотрю на нашу с ней историю, то чувствую, что наоборот, это она дала мне новую жизнь. Я подразумеваю, что на самом деле и не жил до тех пор, пока Нина не родилась. Она также породила все мои творческие импульсы. Всё, что я мог создать, всё, что я уже создал, может быть прочитано через призму её будущего. Я пишу историю для неё, ведь она - моя единственная родственная душа. Я хочу сказать, что жду, когда Нина вырастет, чтобы создавать свои работы рядом с ней и донести всю суть своих рисунков до неё, так как это послание, посвящённое полностью ей."

25.

"Я пытаюсь создавать искусство в контексте его окружения. На улицах я пытаюсь создать сюжеты, взаимодействующие с уличной средой, стараюсь представить персонажей с улиц: животных, курильщиков, бездомных, играющих детей, кошек... и конечно, влюблённых. Истории, характерные для улицы, что скорее дадут нам возможность помечтать, чем напугают. Я стараюсь создать положительные эмоции. Ещё помню, как мне нравилось тайком забирать дневники девчонок из их рюкзаков и рисовать в них, а потом наблюдать за удивлением во время уроков, когда они их открывали."

26.

"Стрит-арт спас мне жизнь, потому что я чувствовал себя крайне плохо и небезопасно в самом начале. Я бесконтрольно вырезал трафареты и оставлял после себя портреты на улицах. Спустя столько лет я чувствую себя намного лучше, моя жизнь существенно изменилась. Я научился ладить с окружающими и с самим собой. Я более уверен, как и в искусстве, так и в личной жизни. Стрит-арт позволил мне оценить то, что я смог дать миру и что вернулось мне. Если говорить о щедрости и великодушии художника, мне думается, я дал многое данному направлению искусства и обществу через интернет и посредством уличной среды, но получил гораздо больше взамен."

27.

"Мои инструменты - трафареты и баллончики с краской, я отнюдь не вандал. Я не разрушаю. Моё искусство всегда контекстно. Я создаю работы с большим уважением к городам. Меня не вдохновляют благополучные районы. Куда интереснее для меня рисовать на разрушенном здании, на электрическом щите, на старом почтовом ящике. Я твёрдо верю, что стрит-арт может менять города и повседневную жизнь людей, живущих в них."

28.

"В 1989м году, когда я впервые взял в руки баллончик с краской, я даже не думал, что стану этим зарабатывать однажды. В те времена подобным не зарабатывали. Этим забавлялись, хвастались, впечатляли девушек. Я никогда не мог подумать, что на этом можно построить карьеру. Просто немыслимо."

29.

Когда я начал использовать трафареты в 2006м году, даже теггеры надо мной посмеивались и говорили, что ими пользуются, чтобы разрисовывать кухню. Тогда почти каждый не назвал бы рисунки, созданные с помощью трафаретов, искусством. Сейчас всё изменилось."

30.

"Быть художником в определённом смысле означает мечтать и следовать тому, что Вам дорого. Никогда не отказывайтесь от своей мечты и страсти, потому что мечта и страсть создают самые прекрасные вещи в нашем мире."

Другие посты о стрит-арте:

Стрит-арт Флоренции: Clet


Стрит-арт Санкт-Петербурга. Часть 2


Стрит-арт Стамбула



Добавить журнал в друзья

#уличноеискусство, street art, Питер, фотге, events, appreciation

Previous post Next post
Up