Посетить развалины храмов кхмерской цивилизации, уникальный комплекс Ангкор, что в переводе с кхмерского означает "столица", было моей давней мечтой. Свидетельства об удивительно тонкой резьбе и чрезвычайно высоком качестве подгонки камней друг к другу в храмах Ангкора не один год будоражили мой ум. Такие вещи нужно видеть своими глазами. Построенные в период с IX-XIV веков сооружения кхмерской цивилизации после её упадка поглотили непроходимые джунгли, пока в 1850м году французский миссионер Шарль Эмиль Буйево не обнаружил затерянный город-храм, однако его отчёты проигнорировали. Спустя 11 лет другой француз Анри Муо повторно описал сотню скрывающихся в джунглях древних храмов, после чего европейская и мировая общественность уделили Ангкору должное внимание. Сейчас расположенный неподалёку от города Сием Рип храмовый комплекс является главной достопримечательностью Камбоджи, а центральный храм Ангкор Ват изображён на государственном флаге.
Но начнём знакомиться с столицей кхмерской цивилизации не с Ангкор Вата, а с более мелких храмов. Пирамидальный храм Baksei Chamkrong, расположенный в тени деревьев, посвящён богу Шиве. Согласно сохранившимся барельефам в 947м году в башне была установлена золотая статуя Шивы, что также позволило исследователям судить о времени возведения храма. Название храма означает "птица, укрывшая под своим крылом", в основе чего лежит красивая легенда: король Ангкора пытался бежать из храма во время осады, но в разгар битвы громадная птица опустилась с небес и закрыла короля под своим крылом от стрел врагов. Baksei Chamkrong построен из кирпича и латерита; облицовка, выполненная из песчаника, за множество столетий выветрилась.
2.
Построенный в середине XI столетия храм Baphuon занимает внушительную территорию, главным образом, засчёт 200метрового мостика, ведущего к центральной пирамиде.
3.
Baphuon долго реставрировали, так как он пострадал не только от времени и рук человеческих, сама природа превратила храм в заросший курган.
4.
Храм Baphuon находится на территории Ангкор Тхома, столицы кхмерского царства, представляющей собой по форме квадрат, окружённый рвом шириной 100 м.
5.
На стенах Baphuon превосходно сохранились резные барельефы со сценами из индуистских эпосов Рамаяны и Махабхараты, а также эпизоды из легенды о Кришне.
6.
7.
8.
9.
Верхушка храма пострадала не от одного оползня, башня полностью разрушена. Остались лишь парочку проёмов ворот к центральному святилищу.
10.
Храмы Ангкора до XII столетия посвящались божествам из пантеона индуизма, а после в государстве был принят буддизм в качестве официальной религии, что в первую очередь, нашло отражение в уже существовавших храмах. В Камбодже, как и других странах Юго-Восточной Азии, придерживаются буддизма Тхеравады (или Хинаяны, "малой колесницы"), то есть считают своей целью в жизни достижение просветления для своего же блага. Тогда как, например, в Тибете и Непале практикуется буддизм Махаяны ("большой колесницы"), где люди стремятся очистить карму и избавиться от заблуждений ум, достичь просветления для помощи всем живым существам. Прослеживается различие и в представленных в храмах изображениях Будд. В Тибете и Непале в статуях и фресках запечатлено бесчисленное множество будд и бодхисаттв. Тогда как в Камбодже обычно в храмах восседает на троне или лежит на боку последний земной Будда, Шакьямуни.
11.
Терраса слонов в нынешнее время протянулась на почти 300 метров от храма Baphuon до террасы прокажённого короля.
12.
Во время фестивалей или каких-либо торжеств с террасы король с почётными гостями наблюдали за происходившими на площади процессиями и церемониями.
13.
Барельефы террасы, как и во всех других сооружениях Ангкора, заслуживают пристального внимания. Стены украшают не только слоны, но и львы, и наги, и мифические птицы гаруды, и воины.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Терраса прокажённого короля расположена совсем рядом с террасой слонов. Существует несколько версий происхождения такого странного названия. Известно точно лишь одно - на террасе была найдена статуя Будды, оригинал которой сейчас находится в музее в столице, городе Пномпень.
20.
По одной версии, король Джаяварман VII был болен проказой; по второй, статуя, когда её раскопали, была покрыта лишайником, снова отсылающим нас к болезни. И третья версия, которой придерживаются исследователи, на террасе была установлена статуя бога Ямы, царя смерти, как его ещё называют. Яма вершил суд над умершими людьми и решал, в каком из миров сансары им надлежит провести следующее воплощение. Поэтому на террасе вершилось в давние времена могли вершить правосудие.
21.
Не раз в Ангкоре с замиранием сердца Вы будете проходить сквозь врата, украшенные ликами. Выглядит просто фантастически.
22.
В расчищенных джунглях можно встретить скульптурные группы, в чьих чертах уже сложно угадать, какой сюжет стремился изобразить скульптор.
23.
В Ангкоре сложно, но можно остаться ненадолго в одиночестве, отойдя чуть в сторону от основных храмов даже в Ангкор Тхоме, и почувствовать себя первооткрывателем, чьему взору после долгих утомительных дней похода по джунглям внезапно предстаёт полуразрушенная стена с воротами, ведущими на территорию древнего города.
24.
Мосты в Ангкор Тхом охраняют суровые воины-асуры.
25.
Кажется, отвернёшься на секунду, а они тут же оживут, как в фильме про Лару Крофт, расхитительницу гробниц.
26.
Храм Neak Pean расположен на искусственном острове на севере Ангкора, его название означает "храм переплетённых нагов".
27.
Отмечу, что вблизи порассматривать сооружения Neak Peak у Вас не получится. Они в большинстве своём находятся посреди бассейнов либо на огороженной территории.
28.
Окаменевшие стражи Ангкора подстерегают посетителей в самых неожиданных местах.
29.
Природа не часто баловала нас красивыми закатами во время посещения Ангкора, в самый первый день мы наблюдали предзакатные краски на южном мосту Ангкор Тхома.
30.
Вставать в 5 утра и ехать по темноте к главному храму, Ангкор Вату, в надежде снять рассветный шедевр, коими полон интернет, мы не стали. А вечерами небо тоже не обещало классных цветов. И если в первый раз по Ангкор Вату мы бродили днём среди сотен туристов, но второй раз очутились у его задних ворот прямо перед закрытием. Так что вернулся без снимков парадного вида храма с запада, зато получилось запечатлеть его пустынным.
31.
Мы были одни в залах и дворах Ангкор Вата, разве что стремительно темнело и приходилось бегать, чтобы хоть что-то отснять.
32.
Храм посвящён индуистскому богу Вишну и возвышается трёхуровневой пирамидой, символизирующей стихии: землю, воздух и воду.
33.
Днём бы я таких фотографий не сделал. Ангкор Ват - самое популярное храмовое сооружение Ангкора. А тут мы одни бродили по нижнему ярусу и наслаждались тишиной и близостью к древностям.
34.
35.
Резьба по камню просто потрясающая, поэтому в моих фотозаметках, где всегда уделяется вниманием деталям, её и дальше будет довольно много.
36.
37.
Центральная башня храма олицетворяет священную мифическую гору Меру, к вершине идёт очень крутая лестница.
38.
Тут нас заметил охранник и начал гнать на выход, постоянно проверяя, чтобы мы не отстали, не давая останавливаться для ещё парочки кадров.
39.
Закат принято встречать на вершине холма Phnom Bakheng, тоже являющегося символом горы Меру. Туристы приходят заранее и усаживаются на краях террасы храма в ожидании, когда солнечный диск начнёт падать в горизонт за уходящими вдаль джунглями. Чтобы сделать кадр, приходится протискиваться через толпы. В Ангкоре сложно остаться одному, разве что в отдалённых храмах.
40.
Пословица "Утра вечера мудренее" действует в любой точке земного шара, и Камбоджа не исключение. Так что после заката пора в темноте отыскать своего тук-тукера и возвращаться в Сием Рип, а завтра снова с утра отправиться исследовать древние храмы. Keep it locked!
Добавить журнал в друзья