"Ну что тебе сказать про Сахалин?"

Feb 08, 2012 19:54


Перед Новым Годом мне случилось съездить впервые в жизни в оффшор, а именно на полупогружную буровую платформу "Полярная Звезда", стоящую на рейде в Татарском проливе всего в часе-полутора хода от порта Холмск. "Полярная Звезда" и "Северное Сияние" - две вышки-близнеца, построенные специально для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, поэтому рассчитаны они на суровые климатические условия арктической зоны и высоту волн до 32 метров; сейчас же их планируется использовать для разработки Киринского месторождения в Охотском море, где впервые в России на шельф будут установлены подводные добычные комплексы (производства нашей компании), от которых газ по трубопроводам пойдёт на берег на перерабатывающий завод. Указанные вышки интересны ещё и тем, что их нижние части, понтоны, строились на Выборгском судостроительном заводе, а после были транспортированы на верфь в Южную Корею, где параллельно изготавливались верхние части платформ. После сложнейшего процесса сварки двух половин и оснащения необходимым для бурения скважин оборудованием вышки провели по году на таможне. Вследствие этого затяжного процесса приёма буровых платформ в эксплуатацию, все операции с прошлого лета и осени пришлось перенести на этот год.
Почти за 2 недели до Нового Года мы с коллегами (один из Питера и два норвежца из Бергена) и представителями нашего заказчика вылетели в Южно-Сахалинск, чтобы посетить "Полярную Звезду", согласовать интерфейсы нашего оборудования для заканчивания пробуренных скважин и тестовой добычи газа с оборудованием непосредственно самой платформы и т.д. Но из-за шторма мы застряли на 5 дополнительных дней в море, ожидая хорошей погоды. В результате домой я прилетел лишь поздно вечером 29 декабря. Но обо всём по порядку.



Полюбовавшись на подлёте устланными лёгким туманом сопками, затем впервые за эту зиму мы столкнулись с обжигающим лицо морозом. Южно-Сахалинск - типичный, в принципе, на вид городок российской глубинки, по улицам которого разъезжают на праворульных пригнанных из Японии автомобилях интернациональные местные обитатели - русские, китайцы, японцы, корейцы. Здесь на торцах домов ещё сохранились советские мозаики "Наша цель - коммунизм!", но нефтегазовая отрасль сильно способствует развитию этого особого региона. В Южно-Сахалинске мы пробыли меньше суток, на следующее утро мы выехали в город-порт Холмск - "морские врата Сахалина". Уж простите, но точно забытое Богом место. Пройдя бумажные формальности, мы погрузились на борт корабля. Через примерно полтора часа нас краном в корзине подняли с грузовой палубы на вертолётную площадку, и началась неделя на буровой, хотя на тот момент в отличную погоду и небольшой морозец мы подумывали всего о двух-трёх днях интенсивной и плодотворной работы, а мои норвежские коллеги ещё мечтали улететь домой на день раньше и успеть аккурат к Рождеству.

2.

Море было относительно спокойно, хотя через несколько дней обещали усиление ветра. В любом случае, мы планировали успеть до ухудшения погоды. Но в море нельзя ничего загадывать, даже если до берега рукой подать.

3.

Жилищные условия на буровой вполне приличные. Показывать ничего не могу, ибо разрешения мне никто не давал. Комнаты отдыха оснащены большими телевизорами, так что вечерами народ смотрит кино. Есть даже отдельный кинозал. Сауну мы опробовали в один из вечеров, есть небольшой спортзал. Но йогой там заниматься не очень удобно - потолки низкие, так что даже сурьянамаскар толком не получилось сделать. Кормят не супер, но довольно хорошо. Про вегетарианцев, наверное, вообще не слышали. Вот какой мне прок от 3х видов котлет/отбивных/стейков из различных видов мяса? Ладно гарнир можно взять, но если салатом идёт оливье? Супы тоже для меня несъедобные. По утрам иногда были пироженки или кексики. Завтракать же приходилось хлопьями или "Несквиком" - несколько больших пачек я за неделю съел точно. И да, один фрукт в день, но килограммы мяса - где логика? В общем, питание не сильно здоровое, но народ не жалуется.

4.

Через два дня погода начала ухудшаться, задул сильный северо-западный ветер, повалил снег. В новостях читали, что на Сахалин обрушился циклон, новогоднюю ёлку на центральной площади повалило, а аэропорт закрыли. Не прибавляла оптимизма и случившаяся накануне трагедия с платформой "Кольская". "Полярная Звезда" размерами гораздо больше, да и конструкция другого типа, так что бояться, в принципе, было нечего.

5.

Как раз должна была проводиться смена судовой команды, поэтому мы рассчитывали воспользоваться этим моментом, отталкиваясь от того, что вряд ли компания-владелец будет держать сменяющий состав в отелях Южно-Сахалинска. Но вследствие циклона проходящую через небольшой перевал дорогу до Холмска закрыли из-за угрозы лавины, поэтому автобус с новой командой был вынужден развернуться и уехать обратно в Южно-Сахалинск. Основная часть работы нами была уже сделана, и за дополнительный день мы смогли найти ещё кое-какую дополнительную информацию. Но потом начался уже настоящий шторм, с волнами 12метровой высоты и периодом в 200 метров, с силой бившими по понтонам платформы. "Полярная Звезда" оборудована противоледовой защитой - большой воронкой, идущей из буровой шахты до уровня моря и даже ниже. Данное решение позволит предохранять на Штокмане райзер и спускаемое подводное оборудование от плавающего льда. Но внутри образовался настоящий гейзер, или джакузи - никто покупаться не захочет, уж точно!

image Click to view



Норвежские коллеги поначалу говорили: "Well, our Christmas is anyway already f*cked!" Но через пару дней ожидания, даже имея многолетний опыт работы на буровых, захотели поскорее вернуться домой. В Северном море используют вертолёты (не зря же подводная эвакуация с перевёрнувшегося вертолёта включена в программу обязательного учебного курса), здесь же эта опция почему-то на данный момент недоступна. Каждый день нам говорили: "Может, завтра стихнет, и лодка придёт вас забрать". А на утро: "Не, мужики, на сегодня шансов никаких". В итоге мы 4 раза звонили в Норвегию и перезаказывали обратные билеты, которые быстро исчезали из продажи. Перспектива встретить Новый Год в Южно-Сахалинске явно не прельщала с учётом купленных на новогодние каникулы билетов в Бельгию и Испанию. Камбуз уже украшали гирляндами, у некоторых членов команды вахта кончилась неделю назад, поэтому они хотели домой ещё больше, чем мы. В ответ на язвительные шуточки "Да ладно, оставайтесь, а то только домой прилетишь - уже обратно пора будет лететь" один мужик ответил своим коллегам: "У меня ещё есть шанс, а вы тут будете в новогоднюю ночь "голубую устрицу" танцевать!"
И шанс был нам дарован, свыше, не иначе. 28 декабря к вечеру ветер начал стихать, поэтому рано утром 29го корабль всё-таки пришёл, перегрузили на борт смену команду и спустили нас всех. Через 24 часа я ступил на порог родного дома, сходил на следующий день на работу, потравил байки об оффшорной жизни, встретил Новый Год и 1го января уехал на каникулы. А вот собственно и сам знаменательный момент: нас с напарником и двумя корейцами спускают в корзине с "Полярной Звезды". Подниматься слегка приятнее, чем спускаться.

image Click to view



6.

Когда вышку подготовят к проведению операций и наша компания поставит подводное добычное оборудование, мне предстоит провести парочку месячных вахт на "Полярной Звезде". Но это уже будет другая история. И напоследок...

7.

фотге, trips, video, work

Previous post Next post
Up